Как украинцы покупают онлайн и какие еще финансовые операции совершают в интернете? Ответ на этот вопрос искали аналитики исследовательской компании Gradus Research, проведя соответствующее маркетинговое исследования среди украинских диджитал-пользователей.
“Сейчас украинское общество является максимально диджитализированным — и эта концепция постоянного “онлайна” проявляется в регулярном поиске актуальной информации, “проверке связи” с родными в мессенджерах и в покупке товаров через интернет. В начале пандемии офлайн- и онлайн-покупки конкурировали между собой, и первые были более распространены, поскольку люди имели привычку ходить в магазины и выбирать товар физически. С началом полномасштабной войны границы между офлайн- и онлайн-покупками стали размытыми, поскольку почти одинаковое количество респондентов предпочитают каждый из этих способов приобретения товаров. Это все еще раз демонстрирует скорую адаптацию украинцев к тем условиям, в которых мы оказываемся”, — рассказывает Евгения Близнюк, социолог, основатель и директор Gradus Research.
Больше четверти опрошенных украинцев предпочитают онлайн-покупки, еще 38% — покупают и в онлайне, и в оффлайне
Диджитал-покупки уже стали обычным делом для украинских потребителей. 26% респондентов предпочитают покупать в интернете. Еще 38% покупают и онлайн, и офлайн.
При этом подавляющее большинство опрошенных граждан (87%) в целом считают, что покупать онлайн легко.
Однако не все пользователи Интернета в Украине используют его с одинаковой интенсивностью и набором действий, в том числе и для совершения покупок. Относительно паттернов их поведения в онлайне в исследовании все пользователи были распределены на 6 сегментов.
Активных и высокововлеченных потребителей в онлайне — не более трети (36%)
Сюда можно отнести сегмент, который условно называется Продвинутым. Это пользователи, интенсивно потребляющие и создающие контент, следящие за коммуникациями брендов, сравнивают их ценности, продукты и услуги между собой. Они также активны в ежедневных покупках товаров и услуг онлайн. Более половины из (54%) из них совершают покупки онлайн по крайней мере раз в день. Но это одновременно и самый маленький сегмент — таких среди респондентов всего 6%.
Другой активный сегмент — Сплетники (16%). Для них интернет, в первую очередь, это социальный круг и опция для общения. В онлайне они ежедневно покупают товары и услуги онлайн (13%), оплачивают счета (17%) и пользуются интернет-банкингом (62%).
Также к активным пользователям относим сегмент Прагматиков, составляющий 14%. Они используют интернет для получения новостей и тематической информации и являются активными пользователями образовательных сервисов и медиа. Финансовые действия онлайн совершают не чаще нескольких раз в неделю.
Остальные две трети респондентов (64%) — менее активные диджитал-покупатели
Искатели развлечений, доля которых составляет 19%, и которые в онлайне преимущественно потребляют онлайн-игры и развлекательный контент в социальных сетях, достаточно инертны в осуществлении финансовых операций в интернете. Несколько раз в месяц и реже сравнивают цены на товары и услуги (53%), пользуются банковскими онлайн сервисами (36%).
Умеренные (сегмент объемом 25% от выборки в целом), использующие интернет для поиска информации и чтения новостей, не активно осуществляют финансовые действия онлайн, ограничиваясь совершением большинства операций раз или несколько раз в месяц. Исключением является сравнение цен на товары и услуги (38%) и использование банковских сервисов (38%) — эти операции «Умеренные» больше склонны осуществлять несколько раз в неделю.
Невовлеченные (20% респондентов), редко находящиеся в статусе «в сети» и для которых Интернет является преимущественно источником связи, почти или совсем не совершают финансовых действий онлайн. Среди «Невовлеченных» наибольшая доля тех, кто предпочитает покупки оффлайн (48%). Они отмечают, что испытывают сложности при совершении покупок онлайн (13%).
Опрос был проведен исследовательской компанией Gradus Research методом самозаполнения анкеты в мобильном приложении. Онлайн-панель Gradus отображает структуру населения городов с количеством жителей более 50 тысяч в возрасте 18-60 лет по полу, возрасту, размеру населенного пункта и региону. Периоды проведения поля: 5-7 сентября 2023 года, размер выборки — 1896 респондентов.