Украинский малый и средний бизнес продолжает развиваться и находить новые возможности для роста, несмотря на сложные условия четвертого года полномасштабной войны. Предприниматели привлекают грантовые ресурсы, расширяют присутствие на международных рынках и внедряют цифровые инструменты.
Об этом свидетельствуют результаты ежегодного исследования Mastercard SME Index 2025, в котором компания Mastercard анализирует состояние и потребности предпринимателей, а также перспективы их развития.
Масштабирование бизнеса
Стремление к развитию стало определяющей чертой украинского бизнеса за последний год. Две трети опрошенных предпринимателей (67%) планируют масштабирование. Среди основных путей — открытие новых точек продаж и увеличение производства (44%), использование цифровых каналов продаж (40%), а также расширение ассортимента товаров и услуг (35%).

Две трети опрошенных предпринимателей (67%) планируют масштабирование
В то же время предприниматели все активнее пользуются грантовыми возможностями. 41% респондентов участвовали в грантовых программах — это на 14 п.п. выше по сравнению с прошлым годом.
Экспорт становится важным драйвером роста украинского МСБ. Сегодня уже 38% опрошенных предпринимателей продают товары и услуги за рубеж, что на 22 п.п. больше, чем в прошлом году, а еще 24% планируют сделать это в будущем. Самыми популярными направлениями экспорта стали Австрия, Болгария, Польша и США.
Безналичные платежи как стандарт
Безналичные расчеты стали нормой для украинского бизнеса. Уже 93% опрошенных предпринимателей принимают безналичные платежи, причем почти четверть предпринимателей (23%) начали это делать уже во время полномасштабной войны.

93% опрошенных предпринимателей принимают безналичные платежи
Кроме оплаты товаров и услуг через POS-терминал (27%), наиболее распространенными способами приема платежей стали: оплата по реквизитам (45%), прием платежей через смартфон как POS-терминал (35%), онлайн-оплата на сайтах или через платежные сервисы (34%). Для большинства предпринимателей безналичные платежи — это уже не только удобство, но и основной канал дохода: 72% бизнесов получают большую часть дохода (более 51%) через безналичные продажи.
Украинские предприниматели в очередной раз доказывают, что даже в самых сложных условиях способны не только удержать бизнес, но и развивать его. Мы видим устойчивое стремление предпринимателей масштабировать свою деятельность за счет развития производства, использования цифровых каналов продаж, роста доли экспорта и активного перехода бизнеса в кэшлес-формат. Безналичные инструменты стали для предпринимателей не только важной составляющей сервиса для пользователя в оплатах, но и драйвером получения дохода: так, 7 из 10 украинских МСБ получают основной доход именно через безналичные платежи,
— отметила Инга Андреева, генеральный директор Mastercard в Украине и Молдове.
Цифровизация и внедрение ИИ инструментов
Украинские МСБ активно внедряют цифровые каналы и технологии искусственного интеллекта, повышая вовлеченность клиентов и создавая более персонализированный опыт взаимодействия. Уже 85% используют цифровые инструменты для продвижения, продаж и взаимодействия с клиентами. В частности, 40% бизнесов представлены в социальных сетях, 32% имеют собственный сайт, 29% — присутствуют на маркетплейсах, а 23% разработали собственное мобильное приложение.
В то же время среди предпринимателей стремительно растет популярность искусственного интеллекта: уже 42% опрошенных используют эти технологии в своей работе — это вдвое больше, чем в прошлом году, а еще 31% планируют начать это делать в ближайшее время.

42% опрошенных используют эти технологии в своей работе
Чаще всего ИИ применяют для коммуникации с клиентами в цифровых каналах (48%), для перевода текстов (34%), разработки маркетинговых, SMM и коммуникационных стратегий (32%) и создания контента: текстов (26%), фото (20%) и видео (13%). Отдельно стоит отметить персонализацию через ИИ — тренд, который активно внедряют компании по всему миру. Уже 36% украинских МСБ используют эти технологии для персонализации услуг и товаров, повышая вовлеченность и лояльность клиентов.
На протяжении многих лет Mastercard активно поддерживает украинский малый и средний бизнес. Компания тесно сотрудничает с Министерством цифровой трансформации Украины для развития онлайн-портала Дія. Бизнес, консультационных офлайн-центров в Украине и за рубежом, а также в запуске цифровых сервисов — в частности, финансового функционала комплексной услуги «Е-Предприниматель», которая позволяет предпринимателям получить необходимый пакет финансовых услуг и сервисов онлайн одновременно с регистрацией предприятия.
Компания сотрудничает с Министерством экономики Украины и выступает технологическим партнером в реализации программы «Национальный кэшбэк» для поддержки локальных производителей. Компания также предлагает украинским предпринимателям доступ к Mastercard Easy Savings — бесплатной программе скидок и специальных предложений для держателей бизнес-карт Mastercard.










































































