Маркетолог, автор статей
1
0
Бизнес-империю Alibaba называют китайским Amazon. За 20 лет компания превратилась из стартапа, созданного для экспортеров, в крупнейшее в Китае предприятие электронной коммерции. Сейчас услугами сервисов Alibaba пользуются сотни миллионов человек, а компания стоит более $480 млрд.
Бизнес Alibaba Group стоит на трех китах. Это сайты Alibaba, Taobao и Tmall. Они созданы для разных типов сделок, но наибольшее внимание, в отличие от Amazon, уделяют b2b-рынку. Основная категория целевой аудитории Alibaba — оптовики, которые продают товары малому и среднему бизнесу по всему миру.
У Alibaba Group есть еще шесть дочерних компаний: Aliexpress, 1688, Alimama, Alibaba Cloud, Ant Financial и Cainiao Network. Основной доход корпорации приносят электронные платежи и сервис облачных вычислений.
Самая известная заповедь основателя компании Джека Ма звучит так:
«В первую очередь — клиенты, во вторую — сотрудники, в третью — акционеры».
Она воплощена в работе трех основных сайтов корпорации.
Основатель Alibaba любит говорить, что успех к его компании пришел по трем причинам:
«У нас не было никаких денег, никакой технологии и никакого плана. Это была тысяча и одна ошибка».
Но была еще одна причина — личность самого Джека. Сейчас он богатейший человек Китая и желанный гость на мировых бизнес-форумах. О его навыках коммуникатора ходят легенды, а выступления разбирают на цитаты. Сотрудники любят говорить о «магии Джека», подобной «полю искажения реальности» Стива Джобса. Но не всегда в его жизни все шло гладко.
Ма Юнь (настоящее имя Джека) родился в 1964 году в городе Ханчжоу. Когда ему было 14, Китай открыл двери для иностранцев. Ма практиковал английский, проводя бесплатные экскурсии для туристов. Они и назвали его Джеком.
В вуз будущий миллиардер поступил только с третьего раза. Получив диплом и поработав преподавателем английского, он стал думать о предпринимательстве. В 29 лет Джек организовал бюро переводов, но оно практически не приносило прибыли.
Все изменила поездка в Америку. Там Ма впервые вышел в интернет и, не найдя информации о Китае, создал страницу своего агентства переводов. Через три часа он получил пять откликов по электронной почте. Так родилась бизнес-идея — помогать китайским компаниям в онлайн-экспорте.
Первой (и неудачной) попыткой стало создание компании China Pages — аналога желтых страниц онлайн. А в 1999 году Джек Ма основал Alibaba со стартовым капиталом в $60 тысяч. Название компании отсылает к бизнес-идее: фраза «Сезам, откройся» означает стремление помочь китайским предпринимателям открыться миру.
Основателями компании стали Джек и его жена Кейти. К ним присоединились 16 человек — в основном друзья и коллеги. Первым продуктом стал сайт Alibaba.com. Время для открытия такого бизнеса было подходящее: благодаря государственной политике информатизации интернет в Китае становился доступнее.
Конкурентов у Alibaba прибавлялось. Рынок заполняли предприятия электронной коммерции, стартовала золотая лихорадка на китайской бирже, где каждый день появлялись новые дотком-компании. Но Alibaba не участвовала в этой гонке, делая ставку на харизму руководителя.
Джека стали приглашать на конференции по всей стране, о нем писали СМИ. Несмотря на отсутствие четкого бизнес-плана, молодому предпринимателю удалось получить первые инвестиции — компания Goldman купила половину акций за $5 млн.
Вторым инвестором Alibaba стала компания SoftBank, купившая 30% акций за $20 млн. Тем временем конкуренты получали более крупные инвестиции, и обойти их было непросто. Но в 2000 году пузырь доткомов лопнул. Это сыграло на руку Alibaba, так как инвесторы прекратили финансировать конкурентов.
К тому времени Джек Ма успел потратить только $5 млн. На оставшиеся деньги он развернул международную кампанию: стал принимать на работу иностранцев, открыл представительство в Кремниевой долине, размещал рекламу на американских телеканалах CNBC и CNN. Однако стратегия оказалась провальной: прибыль к концу 2000 года не дошла даже до отметки в $1 млн. Расходы превышали доходы, а международная стратегия создавала проблемы в управлении из-за разницы в языках и культурах.
Alibaba снова изменила курс, сконцентрировавшись на внутреннем рынке. Международные представительства закрылись, а рекламу заменило сарафанное радио. Места иностранцев заняли китайские сотрудники на более низкой зарплате, а отдел продаж сосредоточился на продвижении платных услуг.
В 2002 году, когда Alibaba стала выходить на рентабельность, Джек решил расширить бизнес, чтобы уничтожить основного конкурента — китайскую компанию EachNet, которая принадлежала eBay. Битва обещала быть серьезной, и SoftBank выделил на нее $80 млн. Новый сервис назывался Taobao (с китайского — «охота за сокровищами»).
В это время ситуацию на рынке электронной коммерции резко изменила вспышка птичьего гриппа. Люди, которые раньше не доверяли онлайн-торговцам, наконец оценили важность интернета. Не выходя из дома по несколько дней или недель, они стали активно совершать покупки. За 2003 год доходы от сайта Alibaba выросли втрое, бизнес наконец-то вышел в прибыль.
Затяжная борьба с eBay продолжалась, и в 2004 году SoftBank внес новую инвестицию — $82 млн. Поддерживали Alibaba и другие инвесторы, но решающей в победе над eBay стала сделка с Yahoo. После нескольких неудачных попыток зайти на китайский рынок компания в 2005 году купила 40% акций Alibaba за $1 млрд.
В преддверие Олимпийских игр 2008 года в Китай потек западный капитал, цены на акции ведущих игроков рынка начали расти. Alibaba готовилась к первому выходу на биржу. Но поскольку сайт Taobao, несмотря на популярность, оставался убыточным из-за бесплатного сервиса, Джек решил выставить на торги в Гонконге только сайт Alibabа.
В результате торгов в Гонконге 19% акций компании были проданы за $1,7 млрд. Компания запустила два новых бизнеса: онлайн-портал Tmall и сервис облачных вычислений.
Во время глобального экономического кризиса 2008 года акции Alibaba резко упали в цене, и Джек поменял стратегию. Из 25 миллионов зарегистрированных на Alibaba пользователей только 22 тысячи платили за рекламу. Это приносило 70% от общего дохода. Ма решил увеличить их лояльность, снизив стоимость пользования. В результате число платных клиентов только увеличилось, и доходы не упали.
В пользу электронной коммерции сыграл еще один фактор. Китайские производители, которые раньше занимались экспортом, в кризис вынуждены были переориентироваться на местный рынок. В условиях снижения доходов все больше людей искали дешевые товары в интернете или сами открывали онлайн-магазины для дополнительного заработка. К концу 2009 года Taobao начал приносить прибыль.
Второй выход Alibaba на биржу в сентябре 2014 года в Нью-Йорке закончился сенсацией: компания привлекла $25 млрд, что стало крупнейшим IPO в истории. Но в течение следующего года цена акций рекордно упала: китайское правительство публично обвинило компанию в торговле подделками и получении взяток от поставщиков для повышения рейтинга на сайтах.
Джеку с трудом удалось уладить конфликт, и Alibaba взяла курс расширение. В частности — вложила $4,6 млрд в китайскую компанию Suning, занимающуюся продажей бытовой техники и электроники. А в 2016 году приобрела контрольный пакет акций сингапурской компании электронной коммерции Lazada. Кроме торговли, корпорация активно инвестирует в индустрию кино, телевидения и онлайн-видео.
Стоимость компании с каждым годом росла. Сейчас ее оценивают в более чем $480 млрд. 20 ноября 2019 года Alibaba привлекла на гонконгской фондовой бирже $11,2 млрд — это одни из крупнейших торгов в мире в нынешнем году.
Нынешний День холостяка (11 ноября), который в Китае отмечают гигантскими распродажами, принес Alibaba рекордный выторг — $38,4 млрд (на 26% больше, чем в прошлом году). За сутки Alibaba продала больше половины того, что Amazon продает за целый квартал. Кстати, впервые 90% сделок были совершены при помощи смартфонов.
Аналитики выделяют несколько причин успеха, которые стоит взять на вооружение онлайн-продавцам по всему миру:
В сентябре 2019 года Джек Ма ушел с поста председателя Alibaba, но пока остается в совете директоров. Недавно основатель Alibaba выступил на Киевском международном экономическом форуме и дал советы начинающим бизнесменам:
При подготовке статьи использованы материалы из книги «Alibaba. История мирового восхождения»
1
0
Этот сайт использует cookie. Чтобы закрыть это сообщение и подтвердить согласие на использование cookie на этом сайте, нажмите кнопку "Ок".
Имя (обязательно)
E-Mail (обязательно)
Тема
Сообщение
Ваше ім’я
Ваш email
У Вас уже есть аккаунт?
Ваш пароль
Ваш email