Каннибализация ключевых запросов — зачастую непреднамеренное использование одинаковых ключевиков на разных страницах. В условиях каннибализации одна страница, оптимизированная под определённые ключевики, «поглощает» трафик и позиции другой страницы. В этой статье вы узнаете, почему это может быть опасно, а также о том, как определить и устранить каннибализацию в рамках своего сайта.
1. Что собой представляет и чем опасна каннибализация ключевых слов
1.1. Неправильное ранжирование страниц
Представьте, что на вашем сайте есть две статьи с похожей тематикой. Обе они имеют ценность для пользователя, но одна из них свежее и актуальнее. Именно её вам важно продвигать.
Если обе страницы оптимизированы под одинаковые ключевые слова, они будут конкурировать между собой. Таким образом, приоритетная для продвижения страница не сможет привлечь достаточно поискового трафика.
1.2. Снижение коэффициента конверсии
У страниц с высоким уровнем конверсии показатели могут меняться в худшую сторону из-за того, что на сайте находятся другие страницы с теми же ключевыми словами.
1.3. Потеря веса от внутренних и внешних ссылок
Если внутри сайта вы размещаете ссылки на несколько схожих по тематике страниц, ссылочный вес попросту будет «распыляется» между ними, вместо того чтобы сконцентрироваться на одной релевантной странице. Тот же эффект наблюдается и с ссылками на внешние ресурсы.
2. Как определить наличие каннибализации внутри сайта
О каннибализации ключевых слов могут свидетельствовать:
- Постепенное или резкое снижение трафика одной страницы и параллельное увеличение трафика другой, схожей страницы.
- Попадание в выдачу двух или более страниц по определённому запросу.
Отследить изменение позиций сайта по ключевым словам поможет онлайн-сервис Ahrefs.
- Запустите инструмент «Сайт Эксплорер», введите адрес интересующего вас сайта и запустите анализ.
- Откройте раздел «Органическая выдача» → «Ключевые слова». Перед вами откроется список ключевых слов, которые приносят наибольший трафик. Нажмите на значок диаграммы рядом с ключевым словом, чтобы просмотреть график ранжирования страницы в выдаче.
График на картинке ниже говорит об отсутствии каннибализации ключевых слов и стабильных позициях.
Наличие на графике резких скачков и кривых, соответствующих другим страницам сайта, свидетельствуют о конкуренции страниц, содержащих одинаковое ключевое слово. Их URL указаны ниже и обозначены тем же цветом, что и на графике.
3. Как избежать каннибализации ключевых слов
3.1. Построение правильной структуры сайта
Предотвратить проблему гораздо легче, чем исправить. Во избежание каннибализации ключевых слов уделите должное внимание структуре сайта, так как она помогает поисковикам лучше понять связь между страницами и впоследствие определить наиболее релевантные по тому или иному запросу.
Если сайт обладает грамотно построенной структурой, то:
- до всех страниц можно добраться с главной не более чем в 4 клика;
- все URL построены согласно логическому расположению страниц в категориях и подкатегориях;
- адреса страниц понятны для пользователей и состоят из слов, разделённых дефисами, и не содержат специальных символов.
Проанализировать структуру сайта можно с помощью Netpeak Spider. Для этого вам необходимо:
- Открыть программу.
- На вкладке «Параметры» на боковой панели выбрать шаблон «Минимум» (этот шаблон подходит для быстрого анализа структуры без получения дополнительных данных) и дополнительно включить параметр «Вложенность URL».
- Ввести начальный URL сайта в адресную строку и начать сканирование.
- В процессе сканирования на вкладке «Отчёты» → «Структура сайта» будет постепенно выстраиваться логическая структура сайта. Все категории и подкатегории кликабельны — нажав на них, вы можете просмотреть список страниц, которые к ним относятся.
- На панели «Сводка» ознакомьтесь с показателями глубины страниц (количество кликов от главной для попадания на страницу). Кликните на интересующее значение, чтобы в таблице результатов ознакомиться с теми URL, что соответствуют выбранному фильтру. Также показатель глубины отображается в отдельной колонке основной таблицы.
- Воспользуйтесь функцией «Расширенное копирование», чтобы сохранить данные о структуре в буфер обмена и затем поместить их таблицу для дальнейшей работы.
- Чтобы сохранить отфильтрованные результаты в отдельный файл, нажмите на кнопки «Экспорт» в левом углу экрана над таблицей или кликните на меню с соответствующим названием и выберите «Результаты в текущей таблице».
3.2. Создание уникальных Meta Title и Meta Description
Следует избегать повторяющихся Meta Title и Meta Description в пределах одного сайта. Для поиска дубликатов метатегов отлично подойдёт десктопный краулер. В данном случае мы будем использовать Netpeak Spider.
Чтобы приступить к поиску дубликатов метатегов, вам нужно:
- Открыть программу.
- В «Параметрах» выбрать шаблон «По умолчанию».
- Вставить адрес сайта в поле «Начальный URL» и нажать «Старт».
- По завершению сканирования ознакомиться с ошибками на боковой панели. Если на вашем сайте присутствуют одинаковые метатеги, страницы с дублями будут отмечены ошибками «Дубликаты Title» и «Дубликаты Description».
- Кликом по названию ошибки откройте список страниц, на которых они содержатся.
- С помощью кнопки «Экспорт» в левом углу окна над таблицей или в меню выгрузите полученные результаты.
- Полученные данные передайте в работу специалисту, который сможет оперативно устранить все имеющиеся дубли метатегов.
3.3. Проработка ключевых слов в анкорах
Ключевики в анкорах ссылок способствуют попаданию этих страниц в органическую выдачу. Следите за тем, чтобы в анкорах использовались только слова и фразы, важные для продвижения данной страницы или той страницы, которую нужно избавить от эффекта каннибализации.
Чтобы быстро выгрузить список внутренних ссылок с анкорами, опять-таки воспользуйтесь краулером:
- Зайдите в программу и в списке параметров отметьте пункт «Ссылки» со всеми параметрами внутри него. Если вас интересуют только внутренние или только внешние ссылки, сразу все параметры отмечать ни к чему.
- Введите адрес сайта и запустите сканирование.
- По завершению в главном меню откройте раздел «База данных» и выберите отчёт «Внутренние ссылки» (или «Внешние ссылки», если нужно).
- Ознакомьтесь со списком ссылок и их анкоров. Чтобы продолжить работу с построением релевантных анкоров вне интерфейса программы, сохраните отчёт на свой компьютер при помощи кнопки «Экспорт».
3.4. Настройка 301 редиректа
Стоит отметить, что переадресация не решает проблему полностью, но выступает в роли дополнительного метода борьбы с каннибализацией. Настройте перенаправление с малозначимых страниц на те, которые имеют большую ценность и могут приносить существенный трафик. Важно использовать именно постоянный 301 редирект, так как он позволяет объединить ссылочный вес обеих страниц. Проверить правильность настройки переадресации проще всего при помощи краулера.
Коротко о главном
Каннибализация ключевых слов — проблема, игнорирование которой может привести к неблагоприятным последствиям для вашего сайта. При наличии краулера и инструмента для анализа трафика обнаружить и устранить её не составит большого труда.
Чтобы предотвратить появление эффекта каннибализации, следуйте нескольким простым рекомендациям:
- Строго следите за структурой сайта.
- Не допускайте появления дублей метатегов Title и Description.
- Вставляйте ключевики в анкоры внутренних ссылок, которые ведут на значимые страницы.
- Настраивайте перенаправление с бесполезных страниц на те, которые приносят трафик.
Для проверки технических аспектов оптимизации, проблемы с которыми могут вызывать появление эффекта каннибализации, вы можете использовать Netpeak Spider.