Когда в литературе только рождалось направление фантастики, то отдаленное будущее в изображении писателей выглядело как кнопочный рай. Кто бы знал, что Google уже сейчас переплюнула всех наивных мечтателей. Его Discover исполняет невысказанные (!) желания посетителя и выдает полезную именно для него информацию сразу после загрузки, даже не дожидаясь нажатия каких-либо кнопок. Чудо удивительное! А если серьезно?
Что представляет собой Google Discover и откуда он взялся?
Google Discover — это персональная лента новостей. Это не какая-то принципиально новая разработка, а дальнейшее развитие Google Feed. Среди фирменных приложений была такая очень популярная программа. В 2018 году ежемесячное количество ее активных пользователей достигло отметки 800 миллионов человек, после чего было решено провести ребрендинг. Проект получил новый интерфейс, информация теперь подается в виде карточек веб-ресурсов, расположенных сразу под поисковой строкой. Придумали новое название (англ. «discover» — выявить, открыть для себя), стали несколько иными условия ранжирования.
Последнее изменение самое весомое, потому что разработчики добавили в новостную ленту механизм, который находит интересности индивидуально для каждого пользователя. Важно и то, что Feed предлагала только новости и тренды. А Discover этим не ограничивается. Он также содержит статьи по блогам онлайн-магазинов, образовательных проектов, туристических фирм, салонов красоты, развлекательных и других веб-ресурсов.
Google Discover для посетителей
Google Discover стал гораздо более удобным для рядового посетителя, чем «тихо погребенная» Feed. Еще бы, кто же откажется получать новости, подстроенные под интересы человека, загружающего поисковик в мобильном гаджете. Как же программа «угадывает», что нужно этому самому рядовому? Все очень просто, алгоритм работы аналогичен тому, что используют в социальных сетях. Учитываются анкетные данные, указывающие при регистрации, в том числе геолокация, и отобранные сведения о действиях человека в интернете: история запросов, разделы новостей, просмотренные видеоролики, тематика подписок. А также личные настройки (об этом подробнее — чуть позже).
Отдельно отмечается, что одним из ключевых моментов нового сервиса по сравнению с предыдущим является переход зрительской аудитории из активной категории в пассивную. Подразумевается, что посетителям уже не нужно ничего искать. Им достаточно просто листать новостную ленту, там уже есть все (ну, почти все) то, что они могли бы пожелать найти. Выглядит это, кстати, как еще один шаг в тот же вожделенный «кнопочный рай».
Настройка тематики
Дополнительный положительный нюанс Google Discover для «обычных» пользователей интернета состоит в том, что человек может контролировать тот контент, который рекомендует просмотреть новостную ленту. В мобильной версии браузера в настройках есть возможность не только отмечать интересные материалы, но и отказываться от статей, которые ему неинтересны. Для этого нужно:
- При желании отметить интересный текст, достаточно найти под ним три точки, нажать на них и выбрать «Добавить в список для чтения».
- Если же какой-то текст не просто неинтересен, а вообще не желательно, чтобы аналогичные ему материалы появлялись в новостной ленте, то в меню следует выбрать «Не интересно» или «Скрыть».
- Весь перечень отмеченных достопримечательностей, сформированный в результате таких действий, можно просмотреть в настройках ленты. Для этого нужно нажать на шестеренку рядом со словом «Рекомендации» и выбрать «Управление интересами».
Алгоритм учитывает действия читателя, направленные на сортировку тематики новостей, и следующие кейсы обязательно будут составлены с их учетом. Следовательно, чем почаще человек будет пользоваться данной опцией, тем точнее последующие пакеты статей будут соответствовать его интересам. Желательно подписываться на важные темы, а в разделе «Не интересно» редактировать список, добавляя в него новые и удаляя те, мнение о которых изменилось на противоположное.
И это еще не всё! Сотрудники Google утверждают, что алгоритм способен даже составить общее представление об уровне знаний пользователя в каком-либо вопросе. А затем, основываясь на этом, предлагать более сложные материалы. Небезосновательно считается, что такой подход в подаче информации будет способствовать дальнейшему развитию читателя в важном или просто интересном для него направлении.
Особенности Google Discover
Среди главных особенностей GD можно назвать то, что он работает только на планшетах и смартфонах. Увидим ли мы его на мониторах десктопов? Возможно. В октябре 2023 года началось тестирование сервиса в Индии, именно с этого времени там на главную страницу Google стали добавлять ленты новостей. Для использования Discover необходимо зарегистрироваться в Google и авторизироваться в сервисе. Для просмотра публикаций вводить поисковый запрос не требуется.
Сколько трафика дает Google Discover для бизнеса в сети?
Онлайн-бизнесу Google Discover предоставляет дополнительный целевой и бесплатный трафик. И сколько там его, наверное несколько сотых процентов? Нет, по статистике сервис занимает почетное второе место с совсем неплохим показателем 10,3% (первое, конечно же, по переходам из поисковых систем — 87,9%). То есть каждый десятый посетитель попадает в магазин через эту новостную ленту. Но это вообще и в среднем, если брать более конкретные данные, то ситуация выглядит еще приятнее.
Кстати, что означает «по статистике», ведь понятно, что с помощью Google Analytics 4 можно получить только общее представление о направлении трафика за последние полчаса? Во-первых, клики и просмотры можно увидеть в сервисе Seargh Console (раздел «Эффективность»). А во-вторых, уже существуют Marfeel и Chartbeat. Это специальные программы для анализа в реальном времени новостей и их распределения через Google Discover. Так вот, первая из них, проанализировав работу 3000+ медиаресурсов мира, показывает, что GD генерирует 20-25% их общего трафика. Вторая (4500+ сайтов) дает примерно такие же цифры. Более того, в зависимости от страны и категории контента доля GD может достигать 80%!
ТОП-30 стран с самым большим трафиком от Google Discover возглавляют Колумбия (53,99%), Польша (44,43%) и Хорватия (42,98%). Украина занимает приемлемое 16 место (25,76%), опережая такие страны, как Португалия (24,29%), Франция (22,24%) и Япония (17,4%). Следовательно, наследие от GD оказывается достаточно существенное и его нельзя пропускать мимо внимания. Но, к сожалению, одних манипуляций со стороны SEO-специалистов недостаточно для того, чтобы попасть в выдачу Discover, потому что вместо ключевых слов он сосредоточен на интересах пользователя.
Какие преимущества дает онлайн-бизнесу Google Discover?
Особенности работы GD заключаются в том, что для создания новостной ленты он использует два эффективных средства. Первый — это Google News, искусственный интеллект, способный анализировать множество информации и находить наиболее интересные и полезные материалы. Второй — это огромная база данных о пользователях, их интересах и поведении, на основе чего можно спрогнозировать, что именно нравится каждому конкретному человеку. Благодаря этому Google Discover оказывается достаточно полезным для онлайн-бизнеса, потому что он:
- Заметно увеличивает общий трафик.
- Показывает контент не просто зрителям, а целевой аудитории (ЦА).
- Среди ЦА способен «добраться» даже до представителей узкоспециализированных ниш.
- Повышает популярность бренда и его узнаваемость.
Все это повышает эффективность работы сайтов и помогает решать маркетинговые задачи.
Как попасть в Google Discover?
Рассказ о том, что делать с сайтом и какой создавать контент заслуживает отдельной статьи. Но совсем обойтись без столь важного материала в разговоре о Google Discover невозможно, поэтому отметим хотя бы основные моменты.
Сайт необходимо оптимизировать под работу мобильных гаджетов. То есть следует позаботиться о том, чтобы веб-ресурс быстро загружался и имел минимум всплывающих окон, рекламных баннеров и т.п., что мешает комфортному просмотру. Это, кстати, требования не только для Discover, но и по общему ранжированию в Google. Сайт должен быть адаптивным с высокими показателями GPSI и Core Web Vitals. Возможно, понадобятся АМР-страницы, но это не наверняка. Относительно изображений лучше перейти на webp, потому что они больше всего мешают быстрой загрузке.
Сами изображения должны быть уникальными и высококачественными, с логическими названиями (а не качество 145_2.jpg), атрибутом alt и размером в ширину не менее 1.200 px. Присутствие логотипов, watermark и дополнительной кликбейтной инфографики нежелательно. Так же, как и шокирующий фото- или видеоконтент. Текстовый материал следует делать не только оригинальным, но и интересным, содержательным и, конечно же, читабельным. А еще правильно отформатированным, не переоптитмизированным и без кликбейта и заголовков в стиле «желтой прессы», не говоря уже о запретных темах.