Вопрос миграции и ее влияния на экономическую ситуацию в стране, а также на состояние бизнеса в контексте человеческих ресурсов является критически важным сейчас и будет оставаться таким и дальше, ведь от этого будет зависеть и послевоенное восстановление государства. Исследовательская компания Gradus Research специально к Киевскому международному экономическому форуму 2023 года провела исследование, состоявшее из опроса украинцев, которые с начала полномасштабного вторжения мигрировали за границу и до сих пор там остаются, и опрос бизнес-сообщества.
Большинство мигрантов адаптировались за границей, но желают вернуться в Украину
Основной причиной переезда за границу с начала полномасштабной войны стал вопрос безопасности и благополучия семьи – об этом заявляют почти половина опрошенных (45%). В топе стран, куда мигрировали, остаются Польша (29%), Литва (16%) и Германия (10%). И почти две трети респондентов (62%) констатируют, что смогли адаптироваться (полностью или быстрее) к жизни в стране пребывания.
Среди проблем адаптации чаще всего называют местный язык (40%), финансовые трудности (28%) и поиск жилья (24%).
![Уровень адаптации к жизни в стране пребывания](https://marketer.ua/wp-content/uploads/2023/10/Riven-adaptatsiyi-do-zhittya-u-krayini-perebuvannya.jpg)
Уровень адаптации к жизни в стране пребывания
При этом можем констатировать высокое желание украинских мигрантов вернуться домой в Украину — в настоящее время доля таких среди опрошенных составляет 63%, в то время как год назад была на уровне 67%.
![Желание вернуться в Украину](https://marketer.ua/wp-content/uploads/2023/10/Bazhannya-povernutisya-v-Ukrayinu.jpg)
Желание вернуться в Украину
Среди желающих вернуться более трети планируют это сделать до конца 2024 года (39%), другая треть респондентов (36%) затрудняются определиться.
![Возвращение в Украину_ термины](https://marketer.ua/wp-content/uploads/2023/10/Povernennya-v-Ukrayinu_-termini.jpg)
Возвращение в Украину, сроки
Результаты опроса показывают высокий уровень трудоустроенности среди украинских мигрантов. 70% опрошенных жителей Украины, которые с начала войны переместились жить за границу, сейчас работают. 54% работают в стране пребывания, еще 12% трудоустроены в украинских компаниях и работают удаленно, а 4% работают дистанционно иностранной компанией. Ключевой причиной безработицы среди опрошенных украинских мигрантов чаще всего является незнание местного языка (43%).
![Уровень трудоустроенности среди мигрантов](https://marketer.ua/wp-content/uploads/2023/10/Riven-pratsevlashtovanosti-sered-migrantiv.jpg)
Уровень трудоустроенности среди мигрантов
Как же себя чувствует украинский бизнес в условиях войны и под влиянием миграции?
Две трети (66%) украинских компаний работают в довоенном режиме, а другая треть (34%) работают частично.
![Статус бизнеса во время войны](https://marketer.ua/wp-content/uploads/2023/10/Status-biznesu-pid-chas-vijni.jpg)
Статус бизнеса во время войны
По сравнению с прошлым годом существенно возросла доля бизнесов, подвергшихся частичной или полной отраслевой трансформации, или требующих ее: если в ноябре 2022 года об этом заявляли 41% опрошенных руководителей или владельцев компаний, то сейчас их доля составляет 59%.
![Отраслевая трансформация бизнеса](https://marketer.ua/wp-content/uploads/2023/10/Galuzeva-transformatsiya-biznesu.jpg)
Отраслевая трансформация бизнеса
Что касается загруженности бизнеса, то более четверти опрошенных компаний (26%) констатируют загруженность на 100% или больше. Еще половина опрошенных (52%) загружены на более 50% своей мощности. При этом три четверти респондентов (76%) отмечают, что среднемесячные доходы их бизнеса в период полномасштабной войны снизились.
Как показывают результаты опроса бизнес-сообщества, лишь четверть (24%) опрошенных компаний испытывают дефицит кадров. Среди ключевых вызовов бизнеса во время войны видят сохранение оплаты труда (44%) и рынков сбыта/клиентов (41%), а также обеспечение функционирования бизнеса в условиях отключений электроэнергии (41%).
![Вызовы бизнеса во время войны](https://marketer.ua/wp-content/uploads/2023/10/Vikliki-biznesu-pid-chas-vijni.jpg)
Вызовы бизнеса во время войны
“Результаты исследования говорят о том, что на данном этапе миграция украинцев за границу, вызванная полномасштабным вторжением россии в Украину, начинает становиться ощутимой и отражаться на функционировании украинских компаний. Бизнес видит проблему дефицита кадров как один из ключевых рисков в будущем и готовится решать ее. Отмечу также, что подобной проактивной позиции в восстановлении человеческого капитала бизнес ожидает и от государства — из-за борьбы с коррупцией, поддержки предпринимательства и создания новых рабочих мест», — комментирует Евгения Близнюк, социолог, основатель и директор исследовательской компании Gradus Research.
Горизонт планирования бизнеса во время войны сократился — большинство опрошенных компаний (71%) планируют на год вперед или меньше. В то же время бизнес с оптимизмом смотрит на перспективы развития: более половины респондентов (53%) закладывают план активного или умеренного развития в свои стратегии.
Основным риском в видении бизнеса является мобилизация персонала — 39% опрошенных это отмечают. Решать же возможные проблемы с человеческим капиталом компании планируют через привлечение новых сотрудников из Украины (41%), создание условий для удаленной работы (34%) и привлекательных финансовых условий труда (32%).
![Способы решения проблем с человеческим капиталом](https://marketer.ua/wp-content/uploads/2023/10/Sposobi-virishennya-problem-iz-lyudskim-kapitalom.jpg)
Способы решения проблем с человеческим капиталом
Бизнес более оптимистичен в своих прогнозах по окончании войны, чем украинские мигранты за рубежом
Более половины опрошенных представителей бизнес-сообщества (56%) считают, что активные боевые действия в Украине завершатся к концу следующего года, тогда как опрошенные мигранты более осторожны в своих оценках и среди них такое мнение разделяют 37%.
![Оценка продолжительности боевых действий в Украине](https://marketer.ua/wp-content/uploads/2023/10/Otsinka-trivalosti-bojovih-dij-v-Ukrayini.jpg)
Оценка продолжительности боевых действий в Украине
Полный отчет по результатам исследования доступен на сайте Gradus Research по ссылке.
Опрос был проведен исследовательской компанией Gradus Research методом самозаполнения анкеты в мобильном приложении. Аудитория исследования: аудитория опроса относительно миграционных настроений населения (220 респондентов) — мужчины и женщины в возрасте от 18 лет, в результате войны выехавшие за границу (до сих пор там находятся), до войны проживали в Украине; аудитория опроса бизнес-сообщества (165 респондентов) — единоличные владельцы, управляющие партнеры, совладельцы бизнеса, члены Совета директоров или Наблюдательного совета бизнеса и наемные ТОП-менеджеры, проживающие на территории Украины. Опрос проводился с 22 сентября по 5 октября 2023 среди аудитории относительно миграционных настроений населения и с 27 сентября по 5 октября 2023 среди аудитории бизнес-сообщества.