С начала полномасштабного вторжения 71% украинцев присоединились к волонтерской помощи армии, внутренне перемещенным лицам или пострадавшим от войны. Волонтерство охватило как индивидуальные инициативы, так и корпоративное участие, когда бизнес принимает активную роль в решении социальных вызовов. Как изменилось волонтерство с начала большой войны и какие тенденции отмечались в 2024 году, — поговорим далее.

Автор: Мороз Павел, директор департамента корпоративной социальной ответственности МХП
В 2024-м году крупный бизнес продолжил активно поддерживать волонтерские проекты, направленные на поддержку защитников и воинских частей, помощь детским домам и медицинским учреждениям, шелтерам и другим учреждениям, передавать гуманитарную помощь.
Активную позицию компании поддерживают и ее сотрудники, которые участвуют в сборах и передаче гуманитарной помощи, плетении сетей и изготовлении окопных свечей, ремонте автомобилей для военных и других важных волонтерских делах. КСО-инициативы объединили сотрудников вокруг общего опыта, целей и ценностей, создавая мощную команду, способную помогать в самые сложные времена.
В 2024 году к волонтерским инициативам компании присоединилось более 4000 работников, а если учесть донатство для мобилизованных коллег и участие в благотворительных мероприятиях — эта цифра увеличивается в разы.
Какие главные тенденции в корпоративном волонтерстве были в 2024 году.
От общих собраний к персональным историям
С начала полномасштабного вторжения мы видим изменение форматов корпоративного волонтерства и они колеблются от участия в креативных кампаниях и собраниях до организации специальных мероприятий, которые имеют благотворительную цель. Согласно аналитике, украинцы стали меньше донатить в поддержку армии и пострадавших от войны. А это побудило искать новые подходы для большей вовлеченности и объединения вокруг цели.
В МХП мы используем различные способы сбора донатов. Например, сотрудники могут ежемесячно делать фиксированные взносы или участвовать в целевых сборах Благотворительного Фонда «МХП-Громаді» на помощь украинским защитникам. Или приобщаются в поддержку сложных реабилитаций коллег-ветеранов, в частности дорогостоящего протезирования. Такой подход эффективен, когда средства направляются на поддержку коллег или их близких. Важно, чтобы была прозрачность: отчеты дополняли личные истории защитников, их фотографии и видео со словами благодарности.
Когда сотрудники понимают, кому именно они помогают, и знают истории этих людей, их мотивация к регулярным донатам значительно возрастает. В нашей компании, где работает 27 тысяч сотрудников, такой формат поддержки выбрали почти 70% работников. А еще донатят и жители общин, что свидетельствует о персональном доверии, прозрачность отношений и личная связь с теми, кто нуждается в помощи, являются ключевыми факторами в формировании культуры благотворительности.
Интересным примером внутреннего донатства является его интеграция в культурные события. Мы поддерживаем такие проекты, как партнерство с Киевской оперой, художественный фестиваль Bouquet Kyiv Stage 2024, концерт «Симфония Лавры» и другие. Сотрудники могут посетить эти мероприятия, сделав благотворительный взнос на счет Благотворительного фонда «МХП-Громаді», таким образом приобщаясь к важному делу.

МХП
Благотворительные забеги для объединения
Еще один тренд 2024, который практиковали крупные компании — организация благотворительных забегов. Это действенная инициатива, которая объединяет людей разного возраста, профессий и жизненного опыта вокруг общих ценностей. В 2024 году имели опыт приобщиться к организации пяти масштабных мероприятий на 4000+ человек в Тернополе и Виннице, Черкассах, Ладыжине и Киеве. И это сработало, потому что благодаря забегам удалось привлечь более 2,5 миллиона гривен на закупку необходимого оборудования для местных воинских частей ТрО. В мероприятиях приняли участие около 2000 человек, которые не являются сотрудниками компании.
Важным условием, которое объединило людей было то, что средства направили именно на поддержку местных частей, где проходят службу те, кого знают люди. Так в Тернополе поддержали 105 бригаду ТрО, в Виннице — 59-ю отдельную мотопехотную бригаду им. Якова Гандзюка, в Черкассах — 118-ю бригаду ТрО, а в Ладыжине — 144 отдельную пехотную бригаду. Мероприятие в Киеве объединило людей вокруг помощи 13-й бригаде Национальной гвардии Украины «Хартия».
В 2024 году набрал популярность тренд интеграции культуры донатства в различные инициативы: спектакли, кинопоказы, конференции и другие события, которые кроме основной цели, имели благотворительную: сбор средств для конкретных военных подразделений или отдельных людей. Такой подход не только способствует сбору средств, но и формирует культуру взаимоподдержки и осознания важности благотворительности, помогает расширить аудиторию, привлекая тех, кто ранее не был активным в этой сфере.
Донорство крови
Многие компании популяризировали донорство крови еще до полномасштабного вторжения, организовывая Дни донора и привлекая своих сотрудников к этому делу. Кроме того, компании создают условия для удобного участия работников в донорских акциях, сотрудничают с местными больницами и станциями переливания крови, а также проводят специальные мероприятия для поддержки семей пострадавших или военных.
После февраля 2022 года на примере наших коллег мы видим, что эта инициатива переросла в способ поддержать защитников и тех, кто в этом нуждается. Только за последний год к Дням донора в компании присоединилось 1048 работников, которые сдали более 470 литров крови, что помогло более чем 3100 людям. Благодаря активности доноров в 2024 году МХП стала крупнейшей корпоративной командой, которая сдавала кровь через платформу DonorUA for Teams, и была отмечена наградой DonorUA Award.
Ценно, что инициаторами таких акций часто становились сами работники. Например, после прилета в детскую больницу ОХМАТДЕТ наши сотрудники оперативно сдали кровь пострадавшим.
Быстрая реакция на потребности — еще одна трансформация в корпоративном волонтерстве, которая произошла с началом полномасштабной войны. Это явление стало более гибким. Компании оперативно реагируют на вызовы, например, обустраивают укрытия, организуют эвакуацию или поддерживают работников, оказавшихся в зоне боевых действий.
Вовлеченность в проекты и волонтерские тренды
Традиционными активностями в рамках корпоративного волонтерского движения для украинских компаний оставались ежегодные экотолоки, уборка территорий и высадка деревьев, а также изготовление окопных свечей, плетение маскировочных сеток, ремонт автомобилей для защитников, приготовление пищи для военных.
Вовлеченность в такие волонтерские дела возможна только через хорошую коммуникацию с работниками, ведь именно открытость, доверие и прозрачность мотивируют людей участвовать в общей цели. Когда каждый работник понимает, как его вклад помогает менять ситуацию, формируется общая ответственность за результат. В 2024 году наш стратегический партнер КСО-инициатив МХП — «МХП-Громаді», помог восстановить библиотеку в деоккупированном селе Рудницкое Киевской области.
Мы рассказали коллегам об истории этого проекта: во время оккупации российские военные разрушили инфраструктуру села, уничтожили школу и повредили помещение библиотеки. Выбили двери, топтались по флагу, ходили сапогами по книгам о независимости Украины. Эта история тронула сотрудников и, когда мы предложили пополнить книжный фонд качественной литературой, многие присоединились к сбору. В результате мы передали в обновленную библиотеку почти 100 замечательных книг, которые принесли со своих домашних полок наши коллеги. И подобных кейсов, когда сотрудники максимально вовлечены во внешние проекты компании, на самом деле множество.
И подводя итоги корпоративного волонтерства за 2024 год, мы убеждаемся, что люди, объединенные общими ценностями и целью, способны реализовывать масштабные проекты, которые меняют жизнь общин, помогают тем, кто нуждается в поддержке и беспрекословно вносят весомый вклад в развитие общества.