Каждый месяц владелец бизнеса, CEO должен начинать с создания маркетингового плана, контролировать бизнес-процессы, делегировать задачи и анализировать цифры и выручку. Но почему-то до сих пор маркетинг воспринимается на уровне SMM, таргета или разовой рекламы.

Маркетинговый план
Отнеситесь к управлению маркетинговой деятельностью как к важному отделу компании и начните действовать по алгоритму.
Делать самостоятельно или изучать менеджмент и создать команду?
Часто маркетинг ассоциируется у украинских предпринимателей с одной платформой или запуском рекламы. Осознание остается на уровне выполнения отрывочных задач: запущу SMM, создам таргетированную рекламу, разработаю сайт-визитку — и заработаю кучу денег.
Но маркетинг — это процесс, постоянный и непрерывный, не ограниченный одноразовым запуском таргета или видео в TikTok.
Что входит в понятие маркетинга:
- Участники этого процесса.
- Цели, ради чего работаем, чего хотим достичь.
- Инструменты и платформы, которые помогут выполнить цели.
- Финансы, бюджеты на маркетинг.
Эти четыре составляющие взаимосвязаны и должны действовать вместе. А владелец бизнеса — человек, который должен уметь управлять маркетинговой деятельностью и осуществлять проектный менеджмент. Чтобы увидеть результат, достаточно начать ежемесячно системно выполнять 5 этапов.
1. Начинаем с разработки маркетингового плана
Нужно поставить цели в маркетинге: глобальные и на каждый месяц. Например, в январе получить 55 лидов, запостить 11 постов и Reels в инстаграме, добавить 3 новые страницы на сайте.
Под цели выбираем маркетинговые инструменты и детализируем работу. Вы должны утвердить контент-план, знать, какую рекламу запустим, что продвигаем.
Ежемесячно включаем маркетинговые инструменты по трем направлениям:
- Узнаваемость — SMM, контент-маркетинг, SEO, блог на сайте, публикации на сторонних сайтах.
- Performance — сайт, таргетированная реклама, реклама в Google, YouTube.
- Retention — программа лояльности, CRM, система сбора отзывов, мерч бренда, имейл-маркетинг.
В идеале маркетинговый план формируйте 25 числа каждого месяца на следующий.
2. ТЗ для отдела маркетинга
Определяем, кто будет реализовывать маркетинговый план. Есть разные уровни развития отдела маркетинга: от 1-2 сотрудников на фрилансе до работы с агентством или постоянным отделом маркетинга.
Если есть SMM-специалист, таргетолог, дизайнер, роль руководителя отдела маркетинга выполняет владелец бизнеса. Именно он разрабатывает маркетинговый план и отвечает за менеджмент процессов. Только отдел маркетинга — формат, когда проектный менеджмент выполняют за вас.
Как работаем с людьми? После разработки маркетингового плана эти идеи нужно «продать» команде, рассказать о целях, KPI на месяц и вашем видении, чтобы каждый участник добровольно взялся за работу. Ежемесячно определяем фокус, потому что менеджмент — это ключ к росту!
3. Утверждение бюджета на маркетинг
Классно знать расходы в маркетинге на полгода, год. Но на достижение целей нужно выделить бюджет, в 2025 году не стоит надеяться только на органическое продвижение.
Бюджет на маркетинг состоит из:
- Оплата команде: СМО, маркетолог, работа SMM-специалиста, таргетолога, копирайтера, дизайнера.
- Рекламного бюджета: расходы на таргетированную рекламу, рекламу в Google и т. д.
- Бюджета на продакшн: оплату работы по монтажу видео, аренду фотостудий.
- Технического обеспечения: подписка на Canva, приложение для субтитров, домен сайта.
Маркетинговый план без бюджета — нерабочая схема. Мы должны заранее знать, какова будет сумма наших расходов. Скажем, SMM без бюджета на продвижение может не дать достичь желаемых показателей, может не «залететь» органика.
Если вам нужен шаблон маркетингового плана, то прогуглите его и заполните уже готовый или составьте удобные таблицы для себя.
4. Реализация маркетингового плана руками и мозгами команды
Есть команда, инструменты, финансы. Осталось — не мешать во время реализации. Роль владельца бизнеса — дать команде проявить себя во время выполнения плана и не допустить ошибок делегирования, не заниматься микроменеджментом.
Вы не должны переделывать сторис по 10 раз, менять где-то цвет буквы, заходить ежедневно в рекламный кабинет, отписываться в директе, когда для этого есть ответственные менеджеры.
Чтобы не делать ошибок делегирования, нужно постоянно задавать вопросы:
- Насколько сильно это слово/буква повлияет на результат моего бизнеса? Если глобально не влияет, то не исправляем.
- Соответствует ли фокус в этот момент моей роли в компании? Например, вместо скрупулезной вычитки сторис, предприниматель может сделать или попросить у ответственного сотрудника отчет PNL и проанализировать тенденцию роста своего бизнеса, пройтись по цифрам, посмотреть корреляцию инструмента к росту выручки.
5. Анализ маркетинга за месяц
Всю маркетинговую работу важно анализировать, проверять рост показателей. Но лучше это делать в конце месяца или раз в 2 недели и попросить оценку показателей у команды. Анализ маркетинга в течение одного дня неэффективен, для понимания ситуации нужны большие промежутки времени.
Какие инструменты управления маркетингом я использую?
Управление бизнес-процессами в моей команде из 20+ специалистов Marketing Office — главная ежедневная задача. Особенно, когда я управляю не только своими бизнес-процессами, но и клиентскими.
5 обязательных ежедневных инструментов управления CEO компании:
1. Планы в рабочих тайм-менеджерах
Имею онлайн-доступ ко всем задачам команды и осуществляю «контроль без контроля». Сотрудник даже не знает, что я проверяю задачи и прогресс. В Marketing Office используем украинское рабочее пространство Worksection.
2. Отчеты и KPI в Google-таблицах
Могу открыть, например, сентябрь 2023 года и посмотреть трафик на сайте. Маркетинговые планы и отчеты должны быть в свободном доступе и заполняться еженедельно и ежемесячно.
3. Работа по календарю
У меня есть правило: нет встречи в календаре — ее вообще нет. Команда знает мое ежедневное расписание, люди бронируют время для звонков самостоятельно, а я не думаю лишний раз о планах.
4. Еженедельные звонки с командой по утвержденному регламенту
Каждую неделю маркетолог, дизайнер, HR, сервис-менеджер пишут в чате отчет за неделю и планы. А на собраниях вместе получаем мотивацию, говорим о достижениях, анализируем работу и получаем инсайты.
5. Встречи one-to-one
Качественно предоставляю обратную связь по работе каждому сотруднику. Есть много разных методик предоставления фидбека, их нужно изучать и в то же время не переборщить: давать проявиться каждому участнику команды, не подавлять потенциал, позволять делать собственные ошибки и принимать отличное от вашего видение.
В начале развития бизнеса владелец проходит стадии от гнева, отрицания и до принятия. Только с принятием, делегированием и налаженным проектным менеджментом команда растет. Не бойтесь обратиться за помощью, чтобы построить успешный отдел маркетинга, и начните с малых шагов к качественному управлению маркетинговой деятельностью.