На какие продукты переходят потребители и как выглядит типичный рацион? На каких категориях экономят, а какие урезают в последнюю очередь? Делают ли запасы и как готовятся к холодному сезону? Как отличаются стратегии выживания в зависимости от возраста и места жительства? На эти и другие вопросы изменения пищевых привычек граждан искали ответы аналитики исследовательской компании Gradus Research в специальном опросе к New Food Summit 2024.

Пищевые привычки украинцев
Около половины опрошенных украинцев (49%) говорят, что их пищевые привычки изменились с начала полномасштабного вторжения. Среди молодежи 18-34 лет этот показатель даже выше — 54%.
Среди ключевых факторов, влияющих на изменение в привычках питания, респонденты называют повышение цен на продукты питания, длительный стресс и атаки врага с их последствиями.

Факторы изменения пищевых привычек
Однако при детализированной оценке стресс (83%) занимает первое место среди факторов влияния на изменение пищевых привычек. Из-за стресса и эмоционального истощения половина опрошенных украинцев питается нерегулярно (49%), а также употребляют больше нездоровой пищи (42%), понижен аппетит (41%) и пропускают некоторые приемы пищи (41%). 19% респондентов также указали, что стали употреблять больше алкоголя.
Из-за роста цен на продукты питания во время войны почти две трети (64%) опрошенных выбирают более дешевые продукты, почти половина респондентов чаще готовят еду на дому (48%).

Последствия повышения цен на продукты питания
Блэкауты также оказывают ощутимое влияние на пищевые привычки украинцев. Следствием отключений электричества, отопления или воды респонденты чаще всего называли то, что предпочитают продукты длительного хранения (59%) и холодную пищу (50%).
Жизнь в войне и опыт блекаутов сделали украинских потребителей закаленными. Люди перестраивают свой режим питания и адаптируют привычки. При этом треть опрошенных имеют альтернативные источники электропитания, еще треть имеют альтернативные средства разогрева и приготовления пищи. И только 34% опрошенных рассматривают возможность выезда из населенного пункта или страны в случае затяжных блекаутов,
— комментирует Евгения Близнюк, социологиня, основатель и директор исследовательской компании Gradus Research.
Война вынудила украинцев срезать бюджет на питание. Наиболее сильно эти изменения ощутимы среди респондентов возрастной группы 56+ лет — среди них доля экономящих составляет 77%.

Уменьшение бюджета на продукты питания
В категории, на которых больше экономят, попали кондитерские изделия (49%) и рыба и морепродукты (48%). В то время как категории базовых продуктов уменьшение бюджетов почти не коснулось — на хлебе, масле, муке, крупах, овощах и яйцах экономят всего 11% респондентов.
Исследование проведено исследовательской компанией Gradus Research методом самозаполнения анкеты в мобильном приложении Gradus. Выборка отражает структуру населения городов с количеством жителей более 50 тысяч в возрасте 18-65 лет по полу, возрасту, размеру населенного пункта и региону, за исключением временно оккупированных территорий и ведения активных боевых действий.
Период проведения поля: 8 октября 2024 года. Размер подборки: 1000 респондентов.