На New Food Summit 2025 исследовательская компания Gradus представила результаты третьей волны специального исследования о том, как полномасштабная война влияет на пищевое поведение украинцев.
Данные показывают, что война продолжает существенно менять наши ежедневные решения — от того, что мы кладем в корзину, до того, как определяем для себя «здоровую жизнь».
Влияние войны: более половины украинцев изменили свои пищевые привычки
56% опрошенных отмечают, что их рацион изменился под влиянием войны, что на 7 пунктов больше, чем в прошлом году.

Половина украинцев изменили свои пищевые привычки
Главные факторы этих изменений — рост цен, психологический стресс и последствия атак, влияющие на быт и ритм жизни.

Три группы факторов воздействия
Для женщин и людей 55+ особенно ощутимо влияние эмоционального истощения и нарушения сна — эти факторы сильнее влияют на регулярность питания и выбор продуктов.

Последствия стресса и эмоционального истощения
Бюджет на продукты продолжает сокращаться
Несмотря на адаптацию к новой реальности, украинцы все еще вынуждены экономить.
Доля тех, кто сократил расходы на продукты, выросла с 67% до 72%. Меньше всего сокращают продовольственные бюджеты жители Киева и Западного региона, где уровень доходов традиционно выше. Восток и Юг демонстрируют наибольшую экономию.
На чем экономят?
Большинство респондентов пытаются ограничивать кондитерские изделия, снеки и деликатесы.

На чем экономят?
Женщины чаще отказываются от сладкого (54 %), в то же время молодежь менее склонна экономить на алкогольных напитках (26 %).
Таким образом, украинцы сознательно упрощают потребление, сосредотачиваясь на базовых продуктах и минимизируя «эмоциональные» покупки.
Полномасштабная война сделала питание для украинцев не просто физиологической потребностью, а частью механизма выживания. Через еду мы пытаемся упорядочить жизнь, найти стабильность и хоть какую-то нормальность в ежедневном стрессе,
— комментирует Евгения Близнюк, социолог, основательница и директор Gradus Research.
Исследование проведено исследовательской компанией Gradus методом самозаполнения анкеты в мобильном приложении Gradus. Выборка отражает структуру населения городов с количеством жителей более 50 тысяч в возрасте 18-60 лет по полу, возрасту, размеру населенного пункта и региону, за исключением временно оккупированных территорий и территорий ведения активных боевых действий. Период проведения поля: волна 1 — 8 октября 2024 года, волна 2 — 9 октября 2025 года. Размер выборки: 1000 респондентов.










































































