С объявленного Дональдом Трампом «Дня освобождения» — повышения тарифов на импорт — прошел месяц. За это время «улучшение» почувствовали почти все американские компании, особенно те, чье производство или продажи тесно завязаны на Китае.

Зависимость американских брендов от Китая
В статье рассказываем о зависимости топовых американских брендов от Китая. В частности, почему сборку iPhone сложно перенести в другие страны, зачем Facebook сотрудничал с китайской коммунистической партией и как редкоземельные металлы влияют на производство самолетов F-35 и ракет Tomahawk.
Apple
Практически на каждой коробке iPhone указано:«Разработано в Калифорнии. Собрано в Китае».
«Нет в мире ни одной цепочки поставок, которая была бы для нас важнее, чем Китай»,
— говорил главный исполнительный директор Apple Тим Кук в прошлогоднем интервью. Хотя официальных данных насчет процесса производства компания не предоставляет, выводы можно сделать на основе такой информации:
- Аналитики оценивают, что в Китае собирается около 90 процентов iPhone, 80 процентов iPad и более 50 процентов Mac.
- Компоненты для iPhone — а их больше 1 тысячи — поставляются из более чем 50 стран. Согласно анализу Nikkei Asia, около 150 из 187 ведущих поставщиков Apple в 2024 году имели заводы в Китае.
- В годовом отчете Apple говорится, что практически все ее производство осуществляется партнерами, преимущественно расположенными в материковом Китае, Индии, Японии, Южной Корее, Тайване и Вьетнаме.
«Apple негде скрыться, — говорит профессор азиатских исследований Гавайского университета в Маноа Эрик Харвит. — Независимо от того, где они производят свои технологии, они увидят более высокие затраты».
Интересно, что в свое время Китай и Apple стали друг для друга спасительным кругом. В конце 90-х, когда Apple оказалась на грани банкротства, компания начала открывать производственные линии в Китае, что помогло ей в борьбе с конкурентами. Китайская экономика как раз открывалась иностранным компаниям, чтобы стимулировать производство и создавать больше рабочих мест, и Apple стала визитной карточкой для налаживания сотрудничества с западными рынками.
На тот момент Китай не был готов производить iPhone. Но Apple выбрала собственных поставщиков и помогла им превратиться в «суперзвезд производства», говорит эксперт по цепочкам поставок Лин Сюепинг. Например, пекинскую компанию Jingdiao, которая сейчас является ведущим производителем высокоскоростного прецизионного оборудования. Раньше компания только резала акрил, но в конце концов разработала оборудование для резки стекла и стала «звездой обработки поверхности мобильных телефонов Apple».
С ростом прибыли Apple росли и ее сборочные линии в Китае. Сейчас Foxconn, тайваньский производитель электроники, работающий в Китае, управляет крупнейшим в мире заводом iPhone в Чжэнчжоу, который называют «городом iPhone».

Foxconn, тайваньский производитель электроники, работающий в Китае, управляет крупнейшим в мире заводом iPhone в Чжэнчжоу, который называют «городом iPhone»
После начала тарифной войны Financial Times сообщила, что до конца следующего года Apple собирается перенести производство из Китая в Индию. Но аналитики считают, что это не поможет значительно снизить издержки, связанные с тарифами, ведь компоненты iPhone все еще будут производиться в Китае и других странах.
«Есть огромный список проблем, созданных тарифами, и переход в Индию не решает всего, — объясняет партнер и старший управляющий директор MoffettNathanson Крейг Моффетт. — Конечно, это в определенной степени поможет, но я бы поставил под вопрос, как это будет работать».
По его словам, диверсифицироваться в Индию не так просто, учитывая, что цепочка поставок Apple все еще будет завязана на Китае.
О переносе производства в США речь тоже не идет. Американская финансовая компания Wedbush Securities заявила, что в этом случае стоимость iPhone вырастет более чем в три раза. Кроме того, встает проблема с инженерами. В течение многих лет Apple развивала в Китае уровень производственной экспертизы, что теперь усложняет отказ от этой страны. Профессор бизнес-школы Айви в Канаде и эксперт по цепочкам поставок Apple Фрейзер Джонсон утверждает, что экономика США не имеет ни мощностей, ни рабочей силы для сборки iPhone:
«Научить 200–300 тысяч человек приходить и собирать iPhone просто непрактично».
Meta
Ключевой фактор зависимости Meta от Китая — доходы от рекламы. По данным последнего годового отчета компании, ее доход в Китае в 2024 году составил 18,35 миллиарда долларов — чуть больше 11 процентов от общего объема продаж.
Речь идет прежде всего о Temu и Shein, составляющих основную часть китайского бизнеса Meta. Если в этом году онлайн-гиганты сократят рекламные кампании на платформах Meta, американская компания может потерять 7 миллиардов долларов, говорится в исследовательской записке Moffett Nathanson.
«Важность Китая для бизнеса Meta не стоит недооценивать, — пишут аналитики. — Хотя Meta не указывает распределение доходов на уровне стран в Европе, мы логически можем предположить, что Китай является вторым по величине источником доходов Meta после Соединенных Штатов: отличная позиция для страны, где Meta не имеет пользователей или активных платформ».
В конце апреля финансовый директор Meta Сьюзен Ли заявила, что «азиатские экспортеры электронной коммерции» уже сократили расходы на рекламные кампании в соцсетях. По ее словам:
«часть расходов была перенаправлена на другие рынки, но общие расходы этих рекламодателей ниже уровня, который был до апреля».
Между тем, практически одновременно с началом тарифной войны всплыли интересные подробности о сотрудничестве Марка Цукерберга с Китаем.

В 2016 году Марк Цукерберг встречался в Пекине с главой китайской пропаганды Лю Юньшанем
Бывший директор по вопросам глобальной государственной политики Facebook (с 2011 по 2017 годы) Сара Винн-Уильямс утверждает, что Facebook сотрудничал с китайской коммунистической партией в обмен на доступ к местному рынку:
«В течение семи лет я видела, как руководители Meta неоднократно подрывали национальную безопасность США и изменяли американским ценностям. Они делали это тайно, чтобы завоевать расположение Пекина и построить бизнес стоимостью 18 миллиардов долларов. Во время моей работы руководители компании врали о том, что они делали с коммунистической партией Китая, акционерам, Конгрессу и общественности».
Винн-Уильямсон говорит, что Цукерберг был«лично заинтересован» в деловых отношениях Meta (тогда Facebook) с Китаем, даже обязался выучить китайский язык и «проводил еженедельные сессии по изучению китайского языка с сотрудниками». Также, по словам бывшей сотрудницы, модель искусственного интеллекта Meta, известная как Llama, использовалась для помощи при разработке китайского искусственного интеллекта DeepSeek.
В Meta отрицают все обвинения.
Boeing
Чтобы строить самолеты, Boeing нуждается в тысячах компонентов, которые поступают благодаря огромной мировой цепочке поставок. Эта экосистема была фактически разрушена после начала тарифной войны. По словам аналитиков, нынешний кризис беспрецедентен для аэрокосмического сектора, в том числе и потому, что эта отрасль десятилетиями в основном находилась в беспошлинной среде.
Кроме производства самолетов, тарифная политика ударила по поставке уже готовой продукции. Китайское правительство приказало местным авиакомпаниям прекратить поставку уже заказанных самолетов Boeing (на Китай приходится 10 процентов продаж коммерческих самолетов компании). Это произошло в период, когда Boeing только начал приходить в себя после длительного спада, вызванного пандемией и кризисом 737 MAX (нескольких смертельных авиакатастроф, произошедших по вине производителя).
Китайские чиновники заявили, что их авиакомпании и Boeing сильно пострадали от тарифов, введенных США. В министерстве торговли в Пекине надеются, что Вашингтон прислушается к беспокойству компаний и создаст более стабильную торговую среду. Пока что Boeing рассматривает возможности продать готовые самолеты, предназначенные для Китая, в другие страны.
Оборонная промышленность
На первый взгляд, американская оборонная промышленность не столь зависима от иностранных компонентов, как авиастроительство. Но на самом деле у Китая в этой сфере все козыри на руках. Речь идет про импорт такого
«сырья, как галлий, иттрий и тантал, которое жизненно важно для таких систем, как истребители, вертолеты, бронированные машины и высокоточные боеприпасы», — отмечают аналитики.
В целом, Китай контролирует значительную часть мировых поставок редкоземельных металлов, включая около 80 процентов поставок вольфрама и висмута. У США нет возможности добывать их у себя в больших масштабах.

Американское производство F-35 критически зависит от поставок китайских редкоземельных металлов
После введения американских пошлин в Пекине ответили мгновенно, введя гораздо более строгие способы контроля за экспортом критически важных минералов. Чтобы получить разрешение на экспорт, теперь нужны специальные лицензии.
«Это точный удар Китая по цепочкам поставок Пентагона, которые позволяют создавать наши мощные вооруженные и оборонные системы»,
— говорит Марк Смит, генеральный директор NioCorp, компании, разрабатывающей критически важный проект по минералам в Небраске.
Названия металлов, экспорт которых ограничил Китай, мало что говорят рядовому потребителю, но имеют критическое значение для звездных милитари-продуктов производства США. К примеру, тербий, один из самых трудных для добычи редкоземельных элементов, придает температурную стойкость магнитам, которые задействованы в управлении ракетами, спутниковой связи и радиолокационных системах. Редкоземельные магниты используют, в частности, при производстве истребителей F-35, беспилотников Predator, ракет Tomahawk, подлодок класса Virginia и Columbia.
Кроме редкоземельных металлов, Китай контролирует почти 90 процентов мирового рынка коммерческих дронов и производит большинство ключевых устройств, используемых для их строительства: планеры, аккумуляторы, радиостанции, камеры и экраны. Такие данные приводит исследовательская фирма Drone Industry Insights UG.
Из-за своей зависимости США на годы отстают в создании производственной инфраструктуры, которая могла бы приблизиться к китайской.
«Мы почти полностью зависим от нашего главного противника в их производстве и от нашей способности их производить»,
— говорит Джош Штайнман, ранее контролировавший безопасность цепочек поставок в Совете национальной безопасности.
Несколько американских компаний по производству беспилотников, у которых есть контракты с Пентагоном, пытаются восстановить свои цепочки поставок после того, как китайские санкции ограничили доступ к поставщикам.
«Китай может закрыть индустрию беспилотников во всем мире на год, — считает Трент Эменекер, возглавляющий команду в Подразделении оборонных инноваций Пентагона, которое одобряет беспилотники для военного использования. — Это вопрос национальной безопасности не только для Соединенных Штатов, но и для всего Запада».