Дисклеймер: Внимание! Продвижение хайп-проектов, как и интернет-маркетинг, — отрасль, базирующаяся исключительно на A/B тестах. Любые теоретические выводы ложны. Материал носит субъективный характер, базирующийся на опыте и кейсах автора.
Итак, маркетинг! Это страшное слово, которое люди в Интернете любят использовать для увеличения собственной ценности. Ведь это настоящее волшебство, которое позволит:
- Продать воздух.
- Заработать деньги.
- Придумать себе профессию на остаток жизни.
- Стать умнее всех вокруг.
- Увеличить **** на ** см. Без СМС и регистрации!
И вот вокруг уже одни маркетологи. Все ездят на яхтах в магазин за продуктами и ворочают миллионами. А главное, нужно всего лишь… чтобы ворваться в топы Гугла, собрать миллионную аудиторию, и пр., пр., пр.
Реальный маркетинг. Уныл, насколько это возможно!
На самом деле всё несколько сложней — и реальный маркетинг не имеет ничего общего с тем, что подразумевают интернет-маркетологи. Сам маркетинг — целая наука, включающая: изучение дистрибуции товара, рекламу, налаживание производства. В общем всё, что связано с рынком.
Оно-то и неудивительно… Маркетинг, он же от слова «маркет». И чтобы изучить весь комплекс маркетинга, нужно быть владельцем большого бизнеса.
Поэтому здесь будут рассматриваться исключительно реклама и продвижение, причем в довольно узкой нише — Интернете.
Как можно было догадаться (а можно было и не догадаться) — вокруг интернет-маркетинга сформированы целые школы, направления, мифы и прочая лабуда, увеличивающая его ценность и помогающая выкачать из доверчивых предпринимателей миллионы миллионов.
В частности:
- Бывает модный маркетинг.
- Бывает вышедший из моды маркетинг.
- Бывает продающий маркетинг.
- Бывает не продающий маркетинг.
- Бывает впаривающий маркетинг.
- Бывает волшебный маркетинг.
- Бывает маркетинг для хайпа.
- Бывает маркетинг для серьезного бизнеса.
И ещё с миллион видов маркетинга. На деле маркетинг бывает двух видов: работающий и не работающий. И один и тот же подход может подойти для одной ситуации и не подойти для другой.
Кирпичный маркетинг — фундаментальное движение!
Поэтому здесь будет рассмотрен эффективный маркетинг — кирпичный. Работает всё просто — берешь кирпич и…
… шутка! Кирпичный он потому, что состоит из следующих базовых кирпичей:
- Определения потребности клиента.
- Определения места обитания клиента.
- Определения триггеров, на которые будет реагировать клиент.
Вот и всё! Остальное — это отнюдь не современный маркетинг. Это просто типы рекламы! The lesson is all, cya.
Но нет, вот тут как раз и начинается всё самое интересное. А именно то, что большая часть маркетологов — дятлы, которые не умеют сами анализировать рынок. Но они могут повторять чужие кейсы в надежде, что те сработают, и называть их тенденциями маркетинга!
Эти кейсы формируются в паттерны. Паттерн становится модным. Им начинают пользоваться все. Клиент начинает это видеть. Всем это надоедает. Паттерн перестаёт работать. Клиент при этом не умнеет. Но товар не продаётся. Метод выходит из моды. О нём забывают. Проходит несколько лет. Новый маркетолог делает кейсы, базируясь на старом паттерне. Паттерн становится модным. Им начинают… И по этому замкнутому кругу всё движется годами!
К примеру, трендом последних лет была «качественная» реклама, которая описывает качества и доносит ценности до клиента без излишней эмоциональности. Ведь это «честная реклама», сушеная, словно вобла, и эффективная, словно волшебная палочка.
Но если внимательно взглянуть на изображение абзацем выше, то можно обратить внимание на что? Верно! На рекламу 19 века, которой пользовались ещё при царе. Ничего не напоминает? Да, да — классический маркетинг!
Хайп: отличия в продвижении
Однако… Тема статьи обязывает описывать какие-то паттерны, и обсуждать, что нынче модно, а что немодно. А главное — как продвигать хайп!
Поэтому необходимо решить быстро задачу модного продвижения хайпа, а потом рассмотреть умершие паттерны, чтобы уберечь юных маркетологов от ошибок.
Итак:
Хайп = шумиха.
Шумиха = глупость.
Глупость = эмоции.
Эмоции = страсть.
Страсть = триггеры.
Следовательно, для продвижения хайпа нам нужны триггеры и хорошие каналы связи. Ну и некоторые из маркетинговых инструментов, к примеру, аналитика.
В качестве триггеров могут выступать (в зависимости от расхайпленного продукта):
- Жадность.
- Секс.
- Спешка.
- Любопытство.
- Тревога.
- Зависть.
И любая другая «первобытная» эмоция. Даже злость и ненависть при желании можно конвертировать в продажи. Политики же этим как-то пользуются? ☻☻☻
Далее — каналы связи. Для этого нужен портрет потребителя хайпа. Классически подразумевается потребитель неопределенного пола, находящийся в состоянии аффекта и обладающий достаточной платежеспособностью.
Звучит достаточно грубо, зато ёмко. А вот где найти такого человека для продвижения хайп-проекта:
- Социальные сети. Чем старше клиента ищем, тем консервативнее сеть.
- Мессенджеры. Ищем наиболее популярный по региону продажи.
Реже — специализированные сайты. Сайт — инструмент серьёзной рекламы и наработки репутации. Он не обеспечивает мгновенной конверсии, но позволяет создать условия для устойчивой лидогенерации.
Ну и последнее — метод взаимодействия. Как узнать, какой из паттернов модный и рабочий? Просто отключите AdBlock и начните листать рекламу в ленте своей социальной сети / мессенджера.
Паттерны, которые вы найдете в ленте, будут всегда более актуальными, чем те, которые описаны в текущем материале.
Паровозики, которые умерли
Переходя к практике, опишем ряд методов, которые сейчас не модны, а именно:
- Баннерная реклама.
- Прямая реклама.
- Квизы.
- Автоворонки.
- Простые лендинги.
Рассмотрим каждый подробнее.
Баннерная реклама
Баннерная реклама была популярной. Особенно для продвижения всякой ерунды. Однако через какое-то время, её стало настолько много на сайтах, что она перестала работать из-за баннерной слепоты.
В дальнейшем её заменили баннеры Google Ads. И им подобные. Но и они скорей вызывают раздражение, чем конверсию.
Прямая реклама
Здесь просто — дело не в канале связи или насыщении. А в неумении отстраивать свой продукт от конкурентов. И именно из-за низкого качества реализации происходит так: человек видит рекламу, она вызывает отвращение и он её мотает.
А всё из-за «непременного индивидуального подхода в круглосуточной доставке пиццы от самых приветливых менеджеров, использующих инновационные методы».
Плюс у прямой рекламы имеется другая цель. Не продать, а проинформировать. И это куда более долгий процесс. Вот пример довольно хорошей прямой рекламы с хорошей попыткой отстройки от конкурентов. Это интернет-магазин камней для виски WhiskeyStones, который транслирует свои ценности и этим создает уникальный продукт на рынке.
Квизы
Квизы были призваны вовлечь человека в дело, а затем провести его сквозь воронку к продаже. Они могли начаться как нечто безобидное. И затем перейти в агрессивную фазу или в сбор лидов.
Они были самим олицетворением геймификации и интерактивности. Но, к сожалению, приелись так же быстро, как и выстрелили. Старые пользователи просто привыкли к ним и перестали вестись на уловки. А новые пока до них ещё не додумались.
Поэтому вполне можно ожидать возвращения квизов через 1-2 года в новой форме, с взрывной популярностью продаж на базе простого сбора лидов, после прохождения теста «какой я таракан сегодня».
Слишком сложно, чтобы быть правдой
Автоворонки — метод, который окончательно не вышел из моды. Более того, в последнее время он приобрел вторую волну популярности с появлением telegram-ботов.
Но, к большому сожалению, с каждым днём автоворонки работают всё хуже и хуже. И причина их неработоспособности та же, что и у прямой рекламы.
Чтобы сделать хорошую автоворонку, нужно:
- Знать своего клиента идеально.
- Иметь достаточно денег для корректировки разных этапов.
- Иметь аналитика, который сможет проверить воронку на работоспособность.
- Уметь делать всё хорошо.
К примеру, планирование автоворонки может занять от дня до нескольких месяцев. А хайп нужно продать уже сегодня. Хотя нет: вчера! Хорошие автоворонки, как и хорошие telegram-боты — отлично иллюстрируют ошибку выжившего.
А именно: те из них, которые работают, показывают сумасшедшие результаты. А оставшиеся 99,9% бесславно гибнут в пучине веб-архива.
Иногда они восстают: лендинги и вирусы
Да, лендинг является немодным методом маркетинга для продвижения хайпа. Тем не менее легионы лендингов создаются ежедневно для продвижения товаров. На них льётся трафик. И они что-то продают.
Изменился только подход. Если раньше лендинг — это было про графику, то теперь лендинг — это про логику. И если выстроить грамотную логику с использованием триггеров и прочей ерунды, они прекрасно продолжают работать.
Тоже можно сказать и про вирусную рекламу, которая переживает свой Ренессанс Почему это происходит, остаётся загадкой. Возможно, она действует на аудиторию, которая не была выжжена вирусной рекламой 15 лет назад, а только недавно открывшая для себя «эти ваши интернеты»
Модно, не модно! да всем…
К чему вся эта статья? Если вы до сих пор не поняли, вернитесь к дисклеймеру. Не бывает модного и немодного маркетинга. Не бывает каких-то специфических методов продвижения или ещё чего-нибудь.
Порой немодный метод маркетинга работает куда лучше самого распиаренного. Поэтому для эффективных продаж нужны только две вещи:
- Нарисовать портрет клиента. Портрет потребителя хайпа мы уже описали.
- Проводить A/B тестирование.
Что такое A/B тестирование? Всё просто! Берете все понравившиеся паттерны продвижения и вливаете в каждый из них X денег.
Какой из них выстреливает, тот и рабочий. В него продолжаете вливать деньги. В остальные — нет. Профит!