Бренд — «живой организм», постоянно развивающийся. Появляются новые товары, услуги, изменяются мотивации и потребности клиентов, поэтому бизнесы пытаются оставаться в тренде, соответствовать тенденциям и требованиям рынка. С этими задачами помогает ребрендинг, усиливающий уникальность компании, привлекающий новую аудиторию и удерживающий старых клиентов.
Почему компании решаются на изменения
Поводом к обновлению могут стать внешние факторы, такие как конкурентная среда или маркетинговые тренды. Или, как в случае с MK:translations, — внутреннее развитие.
За восемь лет, что компания работает на рынке, расширился список услуг, аудитория, усовершенствовались бизнес-процессы. Мы развивались, и это нашло отражение в изменении названия и фирменном стиле.
В непростом 2022 году компании удалось продолжить воплощение стратегии развития.
Теперь предлагаем клиентам решение бизнес-задач в 6000 языковых парах благодаря адаптации продуктов и контента к культурной и бизнес-среде на новом рынке.
И дальше планируем масштабирование и увеличение количества иностранных клиентов. Поэтому решились на обновление логотипа, чтобы продемонстрировать, что мы адаптируемся к глобализации.
Причины ребрендинга у каждой компании свои. Но с этой необходимостью рано или поздно сталкиваются разные бренды, независимо от ниши и уровня популярности.
Рассмотрим на примерах.
Старомодность и неактуальность
Возможно, в момент создания компании выбранный логотип отвечал требованиям современности и дизайнерским трендам. Но со временем он стал неактуален и нуждается в обновлении. Это необязательно могут быть кардинальные изменения – иногда достаточно изменить цвет, размер или шрифт. Пример — изменение стиля Google.
Хотя в некоторых случаях полумерой не обойтись. Бренд Apple существенно обновился с момента создания первого логотипа.
Расширение линейки продуктов, изменение деятельности или позиционирование
Бренд Airbnb до 2014 г. развивался как сервис для аренды жилья. А потом стал «компанией впечатлений». С новым позиционированием изменился и логотип. Правда, поначалу он вызвал отрицательную реакцию общества, но со временем об этом перестали говорить.
Неудачный предварительный дизайн
Это веская причина смены логотипа. Компания Netflix несколько раз меняла стиль, пока не пришла к дизайну алого цвета.
Среди визуальных компонентов цвет запоминают больше всего. Он влияет одновременно на эмоциональное и логическое восприятие человека. Почему маркетологи Netflix выбрали красный? Это классический, смелый и живой цвет, символизирующий силу и уверенность. Красный обладает мощной энергетикой и может стать отличным способом выделиться среди других.
Желание упростить дизайн
Тренд простоты в оформлении логотипов держится уже несколько лет. Актуальными считаются простые лого: матовые, плоские, в сдержанных цветах, в идеале — с полупрозрачным фоном. К примеру, такие, как у Chrome.
Адаптация для нового рынка
Процесс локализации при выходе на международный рынок может затронуть даже фирменный стиль и логотип. Следует изучить культуру страны, в которой компания собирается работать, чтобы понять глубину необходимых изменений. К примеру, для азиатского рынка лучше заменить белый фирменный стиль, если не желаете вызвать ассоциации с горем и трауром.
На некоторых рынках может потребоваться перевод названия на местный язык, хотя другая аудитория будет спокойно воспринимать английское написание. К примеру, бренд на этикетке Coca Cola в Японии остался англоязычным, а для китайского рынка название перевели. Соответственно изменился внешний вид логотипа.
Когда ребрендинг не пришелся по душе
Спрогнозировать эффективность ребрендинга сложно, так же предсказать реакцию аудитории на обновление, даже с помощью фокус-группы. Часто ребрендинг рассматривается только как визуальная составляющая, и логотип меняют без анализа и какой-либо стратегии. Это может не дать нужного результата или даже вызвать обратную реакцию.
В качестве примера рассмотрим компанию Gap. Тридцать лет компания работала под узнаваемым синим логотипом, пока в 2010 году внезапно решила изменить дизайн, надеясь, что это поможет ей в дальнейшем развитии. На бренд сразу посыпалась критика: один только пост компании на Facebook собрал более тысячи гневных комментариев. Недовольные поклонники бренда даже создали отдельный сервис под названием Crap Logo (“crap” — «дерьмо»), позволявший людям создавать собственные варианты нового логотипа. В ответ на официальном сайте появилось заявление президента североамериканского отделения Gap Марки Хансен о том, что потребитель всегда прав, поэтому компания возвращается к привычному дизайну.
Еще один пример неожиданной реакции потребителей на ребрендинг связан с брендом PepsiCo. В 2008 году компания вложила 1 миллион долларов в разработку нового логотипа. Идея создателей о принципах золотого сечения, теории магнитного поля планеты и изучении фэн-шуй, вместо эмоциональной привязанности со стороны целевой аудитории, породила кучу мемов.
Ребрендинг реализуется методом проб и ошибок из-за недостаточного предварительного анализа или отсутствия общего видения изменений. Маркетологи не учитывают, что для адаптации аудитории к новому дизайну иногда нужно время. Или серьезный бюджет на продвижение.
В 2006 году чайный бренд Brooke Bond компании Unilever решил обновить дизайн упаковки на украинском и российском рынках. Чтобы подчеркнуть «английскость» чая, дизайнеры разместили портрет основателя марки Артура Брука и золотую плашку, а на фон добавили деревянную текстуру для ассоциации с ящиками, в которых когда-то перевозили чай из плантаций Индии, Цейлона, Кении и Индонезии.
В результате дизайн изменился настолько, что потребители перестали узнавать продукт на полках магазинов, что существенно снизило продажи. Через два года производитель был вынужден вернуться к классическому красному оформлению коробок.
Послесловие
Процесс обновления бренда — это комплексный маркетинговый инструмент, с помощью которого достигается изменение эмоциональных ассоциаций потребителя по определенному продукту. Понимая, какие изменения и цели несет в себе ребрендинг, можно своевременно модернизировать бизнес и придать ему новые импульсы для развития.
Но к этому процессу следует подходить очень осторожно, в особенности когда образ марки успел укрепиться в сознании потребителей. Ибо без взвешенной стратегии и мощной маркетинговой поддержки, рискуете не только не привлечь новую аудиторию, но и потерять имеющуюся.