Если ваша компания относится к числу тех, кто имеет заготовленный план коммуникаций в период кризиса, то вы наверняка включили в него пункт «Мониторинг СМИ и социальных сетей». Не так ли? Если вы только планируете разрабатывать коммуникационный план на случай кризиса, то не забудьте добавить в него этот пункт.
На основе опыта клиентов LOOQME мы собрали несколько эффективных практик мониторинга, которые пригодятся в кризисных ситуациях. Но прежде чем перейти к самим практикам, давайте выделим несколько наиболее распространенных типов кризисов. Для этого воспользуемся классификацией кризисов Клинта Фонтанеллы, автора блога в HubSpot.
Автор выделяет следующие типы кризиса как:
- Финансовый — это финансовые потери, такие как объявление о банкротстве или закрытии магазина. Например, ваша компания не может позволить себе погасить долг.
- Кадровый — это изменения персонала, которые могут повлиять на деятельность или репутацию компании. Например, назначение Антонио Гарсиа Мартинес на позицию Head of PR в Apple и его быстрое освобождение через противоречивые высказывания в отношении женщин в его книге «Хаос в кремниевой долине» (оригинальное название Chaos Monkey).
- Организационный — это кризис, который вызван неправомерными действиями организации, злоупотреблением служебными обязанностями, низким уровнем обслуживанием клиентов. Например, в конце 2020 Google столкнулся с обвинениями в шпионаже за сотрудниками.
- Естественный — это кризис, который вызван природными факторами: климатическими (пожары, ураганы, землетрясения), биологическими (эпидемии, вирусы). Например, пандемия COVID-19.
- Конфронтационный — кризис, который может быть вызван определенной моделью поведения, мировоззренческими особенностями, общественным неприятием, конфликтом интересов вовлеченных сторон. Например, крой вышиванки Владимира Зеленского воспринялся обществом неоднозначно.
- Технологический — это технологический сбой, который вызывает отключение системы, снижение или потерю функциональности. Например, сбой сетей Instagram, WhatsApp и Facebook Messenger, который произошел в марте 2021 года.
Независимо от того с каким типом кризиса сталкивается ваш бизнес, необходимо следить за ее ходом, чтобы принять все необходимые меры и первыми узнавать о возможных неприятных сюрпризах или утечки информации в СМИ.
Практики кризисного мониторинга
1. Мониторинг кризисных инфоповодов
В первую очередь следует мониторить причину кризиса — здесь все очевидно. Кризисный инфоповод — это начальная точка отсчета (первоисточник), выраженный в медийной плоскости, например, пост в социальных сетях, новостной сюжет на ТВ, публикация в интернет-изданиях. Далее он быстро подхватывается другими медиа, часто информационно видоизменяется и дополняется. Благодаря мониторингу можно отслеживать все его повторы, оценивать аудиторию, уровни СМИ, географию распространения, анализировать тональность и роль упоминаний.
Формируя мониторинговые запросы по кризисному инфоповоду рекомендуем расширить фокус и добавить объекты, относящиеся к кризисному инфоповоду не напрямую, но могут испытать негативное влияние от него.
2. Мониторинг тональности упоминаний
Кризис всегда влечет за собой резкое увеличение негатива в СМИ и соцсетях. Негатив является одним из основных индикаторов, показывающих насколько кризисная ситуация стабилизируется и стоит ли принимать дополнительные меры, чтобы ее «погасить».
Работать с тональностью можно по-разному. Например, в ленте новостей LOOQME параметр тональности присваивается каждой публикации и можно сразу отсортировывать публикации с отрицательной тональностью.
Также можно оценить тональность публикаций в региональном разрезе, например, если вам важно понимать ситуацию в разных регионах Украины. Ниже пример тональности упоминаний «Библиотеки Е» в региональном разрезе. Напомним, что ситуация с бойкотом «Библиотеки Е» запустил пост на Facebook.
Кроме этого можно проанализировать тональность упоминаний в топовых и отраслевых источниках, а также соцсетях и выяснить насколько выравнивается ситуациях в различных каналах коммуникаций. Полученные данные помогут делать дальнейшие шаги для урегулирования кризиса и укажут на слабые места с которыми надо дополнительно поработать.
3. Алертинг
Алертинг — это оперативный мониторинг или мониторинг уведомлений. Он работает с помощью алертов, которые можно настроить самостоятельно по выбранным ключевым запросам. Оповещение с настроенными запросами приходить вам на почту, в Telegram или Slack в течение 5-10 минут после появления упоминания в СМИ или соцсетях.
Использовать Алерт удобно не только в период кризиса, но и как элемент регулярного мониторинга. Ведь во многих случаях сами такие мгновенные оповещения могут сработать на опережение и благодаря этому удастся предотвратить кризис на этапе, когда он еще не масштабировался и не получил широкой огласки в СМИ.
4. Послекризисный мониторинг
Затишье после бури может быть обманчивым, поэтому важно не терять бдительность и использовать мониторинг в посткризисный период. На этом этапе можно добавить новые ключевые запросы для мониторинга, которые стали актуальными в период кризиса, например, это могут быть отдельные темы, продукты, события или имена.
Кроме этого можно провести медиааудит компании или бренда, чтобы оценить последствия кризиса на репутацию в общем, увидеть, какую позицию по сравнению с конкурентами занимает компания, сравнить насколько изменилась ситуация в период «До» и «После» кризиса. Данные медиааудита можно интегрировать в маркетинговые и коммуникационные стратегии, в контент-планы и SMM-активности.