Маркетинг в 2024 году продолжит тенденции предыдущих лет, однако часть из них развивается более стремительно. Имеем разнообразие трендов по всем направлениям.
Дарья Кушнир, эксперт по маркетингу и коммуникациям, ментор личного бренда, бизнес-консультант в этом материале рассматривает тренды маркетинга, которые будут определять конкурентные позиции брендов в 2024. Уделяет внимание тенденциям в продвижении персонального бренда. Термин «персональный бренд» ныне черезчур изношен и немного затерт, а вот необходимые действия по его развитию до сих пор недооценены и недостаточно внедрены в практику.
Разнообразие и инклюзивность в маркетинговых коммуникациях является одним из главных вызовов и трендов. Постоянный запрос клиентов заставляет маркетологов постепенно менять не только контент, но и ценности брендов. Видимо, и вы заметили, что все больше брендов одежды и белья демонстрируют товары на моделях разных размеров и возраста. В других областях также проводятся рекламные кампании с акцентом на инклюзивность. Бьюти-компании с историей и сложившейся за десятилетие целевой аудиторией должны учитывать старение этой аудитории, подстраиваться под новые запросы. Участие в конкурентной борьбе за благосклонность нового поколения гораздо дороже содержания лояльных клиенток старшего возраста. Вектор на разнообразие и инклюзивность хорошо вписывается и в стратегию развития персонального бренда, это раздвигает горизонты и открывает новые возможности для сотрудничества с интересными талантливыми людьми.
В мире, где становится все больше искусственности и разных заменителей, маркетинг невольно смещает фокус на человеческое и человечность. Хотя всесторонняя автоматизация упрощает и ускоряет процессы, люди все еще любят общаться с живыми людьми, а не с работами.
Как лидер и владелец персонального бренда, находите возможность для живого контакта с аудиторией в самых важных точках соприкосновения. Опирайтесь на профессионализм и ценности, демонстрируя присущие живому человеку чувства.
Сюда можно отнести и тренд на аутентичность, то есть «трушность» и способность отстаивать свои ценности, обладать определенными узнаваемыми и присущими характеристиками.
Известные бренды успешно эксплуатируют феномен парасоциального взаимодействия (PSI). Этот тренд предполагает общение с аудиторией на личностном уровне, показ уязвимых сторон и откровенных историй героев бренда для получения долгосрочной приверженности целевой аудитории. Гуманизация брендов компаний имеет и обратную сторону. Обычно на репутацию бренда работает харизматичный руководитель, владелец или инфлюэнсер, но неадекватные ситуации действия рядовых работников или даже необдуманные слова из их уст могут оказать ощутимое негативное влияние и оказывать репутационные скандалы. Восприятие бренда почти полностью зависит от опыта взаимодействия клиента с работниками, поэтому следует вкладывать средства в развитие персонала, доносить ценности бренда каждому сотруднику.
Целенаправленные бренды, то есть те, которые имеют цель и четко артикулированные ценности, более понятны клиентам и внушают доверие. Каждый бренд должен транслировать свое большое «На кой», и персональные бренды также должны осознавать, для чего прикладывают столько маркетинговых усилий. Purposeful branding — в трендах надолго.
Понимание своей миссии закономерно результирует в создании стратегического плана и стратегий по всем направлениям. Однако, как неожиданно оказалось, почти половина компаний (47%) не имеют сформулированной стратегии цифрового маркетинга, хотя все ежедневно им занимаются (согласно отчету The Future of Digital Marketing trends от компании Smart Insights).
Возможно, среди факторов, сдерживающих распространение стратегического планирования, больше всего оказывает давление нестабильная среда (локальные военные конфликты, катаклизмы, неожиданные законодательные изменения, угроза глобальной рецессии и т.п.). Поэтому в трендах стратегического маркетинга — краткосрочное планирование и гибкие подходы, так называемая «стратегия на салфетке» (napkin strategy). Почему стратегия важна? Основополагающие компоненты любой стратегии — миссия и ценности компании могут изменяться от внутренней мотивации и устойчивы к внешним изменениям. Они являются реальной опорой во времена нестабильности. Бренды, четко понимающие свою миссию, будут находить новые возможности в каждом кризисе. Мы видели это на примерах многих украинских компаний, которые потеряли производственные мощности в результате обстрелов, вынуждены были переехать, но смогли возродить все и даже масштабировать бизнес.
Тренды маркетинга в соцсетях
Поскольку уже 60% населения мира пользуется соцсетями, и в среднем один пользователь проводит там около 2,5 часа в день, абсолютное большинство современных брендов не может существовать и развиваться без соцсетей.
Социальная коммерция. Соцсети неуклонно превращаются в развлекательные маркетплейсы. TikTok, Instagram, Facebook и Pinterest продолжают совершенствовать функции электронной коммерции, предоставляют возможность покупать сразу по сообщениям или по тегам.
Соцсети опережают поисковики. Вполне возможно, что термин «гуглить» уже скоро устареет, ведь все больше пользователей, особенно молодежь, меняют поисковые привычки: почти половина представителей поколения Z использует TikTok и Instagram для поиска вместо Google.
Партнерство с микроинфлюэнсерами остается в трендах: более эффективно по расходам и гарантирует общение с заинтересованной нишевой аудиторией. Среди трендовых форматов сотрудничества — ненавязчивый продакт плейсмент (product placement).
Ставка на контент, созданный пользователями (UGC). Тренд, напрямую связанный с бумом соцсетей. Согласно результатам периодических исследований большинство потребителей стабильно не доверяют рекламе. Кроме того, 93% маркетологов соглашаются с тем, что потребители доверяют контенту, созданному реальными людьми.
Формат коротких видео (Short-form video) становится наиболее прибыльным и эффективным для привлечения внимания целевой аудитории. Миллениалы и Gen Z любят узнавать о новых продуктах из Instagram Reels и TikTok. Видеомаркетинг продолжает расти и остается одним из приоритетных каналов коммуникации. А видео с каждым годом становятся короче.
Прямые трансляции (Live streaming) — на пике популярности, ведь обеспечивают взаимодействие в реальном времени и аутентичность. Бренды проводят онлайн события в прямом эфире, презентации продуктов и закрытые вечеринки. Популярность платформ YouTube, TikTok и Instagram Reels определят распределение бюджетов и ключевые компоненты стратегий видеомаркетинга и в 2024 году.
Короткие видео и прямые эфиры есть и будут наиболее эффективными инструментами для продвижения персонального бренда, так как дают возможность спикеру показать себя.
TikTok в топе. По состоянию на февраль 2023 года пользователи TikTok в США тратили 32% всего времени в соцсетях именно в TikTok. На принадлежащие Meta Facebook и Instagram приходилось 20% времени соответственно, YouTube получил 15 %. Кроме того, видео с TikTok имеют и самый высокий показатель привлечения аудитории (4-5%), в разы больше, чем у Instagram Reels и YouTube Shorts. Значительное влияние на будущие перспективы TikTok будут иметь решение правительства США о полном запрете его использования, пока он не разрешен госслужащим на рабочих девайсах в большинстве штатов.
Twitter (“X”) остается важной медиаплощадкой и каналом бизнес-коммуникации для персональных брендов, хотя после окончательного ребрендинга в июле 2023 и всех предыдущих изменений платформа потеряла 32 млн пользователей. Сейчас X насчитывает около 528,3 активных (в течение месяца) пользователей, более 20% из них американцы. Около половины пользователей посещают «X» каждый день. На платформе до сих пор преобладает мужская аудитория (56%), хотя разница ежегодно сокращается в сторону гендерного баланса. По состоянию на январь 2023 года Twitter занимал 14 строчку в рейтинге самых популярных соцсетей.
Тренды поисковой оптимизации
Рост голосового поиска. Целью оптимизации под голосовой поиск (VSEO) является то же, что и обычной поисковой оптимизации (SEO), то есть рост органического трафика на сайт. Но ее особенностью является фокусировка на естественном разговорном языке, на котором говорят в повседневной жизни. На развитие этого сегмента оказывает непосредственное распространение голосовых помощников типа Siri, Alexa или Google Assistant. Ожидается, что постепенно голосовой поиск станет основным режимом поиска для большинства пользователей, так искать быстрее и легче. Следовательно, маркетологи должны адаптировать SEO-стратегии в особенности голосового поиска.
Известно, что более всего используют голосовой поиск пользователи возрастом 18-34. Более 50% взрослых заверили, что используют голосовой поиск каждый день. В 2023 году в мире насчитали 4,2 млрд голосовых помощников, ожидается, что за год их количество удвоится!
Другой поисковый тренд — визуальный поиск (поиск изображений) тоже активно развивается и пополняется новыми инструментами.
Автоматизация рекламных функций. Что в трендах?
Искусственный интеллект (AI) и технологии машинного обучения (ML) уже в корне изменили ландшафт цифрового маркетинга. Невероятное разнообразие платформ ИИ дает возможность экспериментировать с разными формами контента, настраивать харизматические чатботы и в целом оживить креативность маркетинга.
В 2024 году инструменты на базе ИИ и МО станут еще более интегрированными в маркетинговые процессы. Алгоритмы МО могут анализировать большие объемы данных и предусматривать поведение пользователей. Прогнозную аналитику (predictive analytics) уже называют секретным оружием маркетолога.
Использование платформ для A/B тестирования — еще одно трендовое орудие для мастеров маркетинга в постоянном соревновании за лучший результат.
Персонализация и фокус на клиентский опыт (Customer Experience)
В 2024 году маркетологи еще больше сосредоточатся на создании персонализированного контента и наилучшего клиентского опыта для целевой аудитории. Расширенная сегментация клиентов, прогнозная аналитика и механизм рекомендаций на базе ИИ позволят давать максимально персонализированные рекомендации и предложения, повышая эффективность всех контактов с клиентом.
Технологии дополненной реальности (AR) и виртуальной (VR) реальности обеспечат реалистичные и увлекательные впечатления, поэтому многие заинтересованные бренды будут включать их в свои маркетинговые кампании.
И последний, но не менее важный тренд: большее внимание маркетологов перетекает в сферу интересов специалистов по кибербезопасности, ведь они понимают настоятельную необходимость обеспечить конфиденциальность данных (Data Privacy) пользователей.
Также больше брендов внедряют принципы этического маркетинга. Это очень радует, ведь от этого выиграют все стороны.
Пусть 2024 год станет победным годом во всех желаемых сферах и смыслах.