Мир стремительно движется вперед, а вместе с ним — и развитие digital-технологий. Уровень компьютеризации человечества растет, информация распространяется со скоростью звука, годовые стратегии уничтожил коронавирус, а ситуативный маркетинг сегодня на гребне волны. “Быстрее, точнее, гибче!” — так можно охарактеризовать деятельность пиарщика в период экономической турбулентности и профессиональных вызовов.
Несколько лет назад основные функции pr-менеджера сводились к подготовке официальных сообщений от имени компании, коммуникации с медиа, а для ведения социальных сетей привлекался SMM-специалист или целое агентство. В условиях digital-трансформации эти функции, зачастую, соединяются в одном специалисте. Дело не только в трендах: свою лепту в полифункциональность работников pr-сферы внесли пандемия COVID-2019 и растущее число украинцев, оставшихся без работы.
Задача непростая — ведь количество каналов коммуникаций увеличивается прямо пропорционально числу новых задач. Чтобы не захлебнуться в потоке информационных сообщений и вовремя сориентироваться для принятия стратегически верного решения на помощь приходят технологии PR Tech.
Это — современные сервисы для работы с базами данных и рассылок, управления PR-командой, оценивания проведенных кампаний, автоматизации задач и оптимизации ресурсов (в том числе, кадровых). Остановимся на ключевых инструментах PR Tech.
Мониторинг информационного поля
Чтобы не листать бесконечные новостные ленты в соцсетях и СМИ, не открывать десятки вкладок браузера и не тратить время на ручной поиск (и с большой долей вероятности пропустить в итоге важное сообщение!) поиск информации можно автоматизировать. Например, путем подключения к мониторингу упоминания бренда, который сам pr-менеджер настроит под нужные темы, каналы и ключевые слова.
Как показывает практика, наибольшей популярностью среди наших соотечественников из сферы связей с общественностью и pr пользуются мониторинги соцсетей и медиа
LOOKME и InfoStream, кто-то отдает предпочтение Медиатека. Эти сервисы позволяют оперативно, с высокой точностью отслеживать сообщения и публикации в онлайн-медиа, информагентствах, соцсетях, ТВ и радио. Мониторинг работает на базе заданных критериев, кроме того, осуществляется анализ всего контента: статьи с упоминанием ключевых спикеров или слов, тональность публикаций, динамика, охват и т.д.
Мониторинг публикаций станет незаменимым инструментом при реализации антикризисных коммуникаций. В то же время, важно понимать: репутационный или другой кризис может просто не случиться, если оперативно и своевременно отслеживать ситуацию на рынке, новости и упоминания о компании, ключевых продуктах или ТОП-менеджменте. “Предупрежден, значит, вооружен” — так говорят о сервисах мониторинга сами представители pr-комьюнити.
Паблишинг
Инструментов для сбора информации о вашей компании сегодня более чем достаточно: онлайн пресс-центры, блоги, корпоративные страницы в соцсетях. Кроме того, последние являются прямыми каналами доступа к аудитории, без посредников в виде журналистов и блогеров. Работу с соцсетями можно значительно облегчить с помощью специальных сервисов автопостинга (SMMplanner, Promorepublic, Amplifr). Кроме того, что они полностью снимут с вас нагрузку в виде планирования и автоматических публикаций записей в соцсетях, данные сервисы также предоставят аналитику в разрезе выполненной работы.
Одним из безусловных преимуществ PR Tech является то, что многие технологические решения объединены в одном сервисе. В свою очередь, это позволяет не раздувать штат и экономить самый главный для пиарщика и компании ресурс — время.
В разрезе продуктивного размещения контента о компании стоит обратить внимание на весомого игрока рынка, специализирующегося на публикациях и распространении контента, коммуникации с инфлюенсерами, мониторинге и аналитике — Cision. Сервис подходит, в первую очередь тем брендам, которые работают на западном рынке, и не может порадовать повсеместной доступностью услуг — чек Сision стартует от 1000 долларов США и выше.
Более гибкие возможности для размещения pr-публикаций представляет украинский стартап PRNEWS.IO, в каталоге которого насчитывается более 25 000 онлайн-медиа из 211 стран мира. С помощью маркетплейса можно оперативно разместить контент о компании как в отраслевых и региональных СМИ, так и в центральных изданиях Украины и ряда других стран.
Работа с журналистами
Основной задачей каждого pr-менеджера была и остается дистрибуция актуального для компании контента, будь то информация о преимуществах нового продукта, экспертные публикации или официальные новости.
В условиях карантина и стремительного сокращения бюджета (сметы рекламных и pr-направлений в ситуации форс-мажора традиционно первыми уходят в режим жесткой экономии) вопрос дистрибуции становится особенно актуальным. Бюджета на то, чтобы систематически платить за публикации, не стало, а контент-план необходимо выполнять, чтобы не только честным трудом отрабатывать оклад пиарщика, но и не допустить формирования информационного вакуума вокруг имени бренда.
Построить продуктивные отношения с представителями новых для компании СМИ, кроме прямого питчинга, помогут профессиональные сообщества в социальных сетях и сервисы запросов журналистов.
Последние, кстати, становятся все более популярными среди специалистов по связям с общественностью и внешним коммуникациям: Deadline и HelpSMI помогут разместить актуальный комментарий эксперта от лица вашей компании. Если бизнес выходит за пределы Украины, то стоит обратить внимание на русскоязычные Pressfeed или Deadline.media, для англоязычных компаний актуальным станет сервис HARO.