Современный маркетинг требует современных решений и технологии занимают в этом не последнее место. В частности, особого внимания в цифровом маркетинге заслуживает Интернет Вещей (IoT) – передовая технологическая концепция, предусматривающая сбор данных из разрозненных источников без участия человека. Ниже мы раскроем потенциал IoT в маркетинговых стратегиях более подробно, а также проанализируем, как обычно происходит интеграция IoT систем в маркетинговые каналы.
Интернет Вещей (IoT): определение и актуальность
Интернетом Вещей называется большая сеть подключаемых к Интернету устройств. В контексте маркетинга этими устройствами обычно являются умные колонки, умные часы, смарт-телевизоры, роботы, а также все остальное, что может предоставлять людям полезный и развлекательный контент в режиме реального времени. При этом задачи для каждого такого устройства общие: собирать данные со стороны пользователей, действовать на основе этих данных и взаимодействовать с другими устройствами, и все это – без прямого вмешательства человека. Преимущества IoT в маркетинговых стратегиях для бизнеса колоссальны, поскольку такая связь открывает множество возможностей для прямого взаимодействия с клиентами и улучшения пользовательского опыта.
Преимущества интеграции IoT-решений в маркетинг: влияние на эффективность стратегий
Давайте узнаем, как именно привлечение IoT-решений влияет на маркетинг, и каковы возможности IoT в маркетинге.
Реальность и точность данных
IoT – это одна из самых перспективных цифровых технологий, направленная на передачу и обработку данных в режиме реального времени конечным потребителям. В частности, маркетологи могут извлечь бизнес-выгоду из этой особенности, более точно таргетируя рекламу через использование данных из подключенных устройств (а это, в свою очередь, может быть очень актуально в поисковом маркетинге). Также они могут демонстрировать рекламу пользователям в зависимости от того, где они находятся физически.
Более того, Интернет Вещей позволяет достигать динамической оптимизации контента за самые маленькие средства. Это происходит из-за мгновенной персонализации результатов поиска и рекламы, за счет чего пользователи получат наиболее актуальный, точный и привлекательный контент с учетом их индивидуальных предпочтений и поведения.
Автоматизация маркетинговых процессов
Электронный маркетинг, реализуемый с участием систем Интернета Вещей, позволяет маркетологам автоматизировать и оптимизировать рекламные кампании, внедряемые по электронной почте, в режиме реального времени. Например, маркетологи могут использовать данные из подключенных к IoT устройств для автоматической рассылки электронных писем на основе определенных событий или действий со стороны пользователя, обеспечивая своевременную и персональную связь со своей аудиторией.
Следует также отметить, что на электронном маркетинге возможности автоматизации, предоставленные IoT, не заканчиваются – она может быть полезна в маркетинге социальных сетей (SMM) и при запуске персонализированных рекламных кампаний. В частности, независимо от размера клиентской базы данных, автоматизация маркетинга гарантирует учет потребностей и пожеланий каждого имеющегося контакта.
Мгновенная адаптация к изменениям в поведении потребителей
Доставка ориентированного на маркетинг контента в режиме реального времени, обеспечиваемого системами Интернета Вещей, позволяет бизнесам быстро реагировать на изменения данных об их аудиториях (трендах, предпочтениях, проблемах и болевых точках и т.п.). В частности, Интернет Вещей, собирая колоссальные объемы актуальной информации непосредственно от конечных потребителей, позволяет маркетологам быстро реагировать на события, новости и актуальные темы.
Таким образом, IoT открывает им новые возможности для запуска своевременных предложений, рекомендаций и призывов к действию и тем самым позволяет привлекать новых клиентов, продуктивно взаимодействовать с ними и превращать их в лояльных поклонников бренда. Все это происходит вне зависимости от выбранного коммуникационного канала, ведь использование IoT вместе с современными маркетинговыми инструментами обеспечивает для маркетологов мгновенную адаптацию предложений на каждом из них.
Повышение конверсионных показателей
При правильной настройке устройства, входящие в состав систем Интернета Вещей, обеспечивают непрерывный сбор гигабайтов полезной информации о потребителях: где они, кем они являются, и что именно они ищут в интернете. В свою очередь, маркетологи, после соответствующего анализа, могут использовать эти данные для создания сверхцелевой и персонализированной рекламы, направленной на получение максимальных показателей привлечения потребителей за счет своей ценности и привлекательности для них.
В частности, когда компании направляют свои коммерческие сообщения и предложения, полностью отвечающие интересам и деятельности их целевых аудиторий, все больше их представителей проявляют к ним заинтересованность и, наконец, совершают покупки или любые другие целевые действия, направленные на повышение показателей конверсии.
Актуальные маркетинговые стратегии с IoT: 4 пути использования
Использование IoT в маркетинговых стратегиях предоставляет бизнесам существенные преимущества посредством возможности их направления на индивидуальные потребности и болевые точки конечных потребителей. Итак, давайте попробуем определить, каким образом это может происходить.
Сбор данных о поведении потребителей
Интернет вещей существенно облегчает сбор и анализ данных в режиме реального времени за счет автоматизации, позволяя маркетологам быстро принимать обоснованные и точные решения по поводу того, какие методы и инструменты маркетинга использовать в определенный момент и для определенного потребителя. Такая гибкость имеет решающее значение на любом динамичном рынке, где потребительские тенденции и предпочтения могут изменяться очень быстро и непредсказуемо.
В конце концов маркетологам не приходится действовать, полагаясь исключительно на свою интуицию, ведь у них всегда будет под рукой достоверная аналитика на основе свежих данных, а также прогнозы потребительского спроса на определенный временной промежуток. Благодаря этому маркетологи смогут оперативно корректировать свои стратегии, чтобы обеспечить их полное соответствие ожиданиям целевой аудитории.
Для бизнеса это все имеет несомненную ценность, ведь одним из основных показателей эффективного маркетинга считается рентабельность инвестиций в него (т.е. ROI). Таким образом, Интернет вещей позволяет им меньше тратить деньги на неэффективные приемы и методы и направлять свои усилия на то, что должно точно сработать и принести прибыль и новых покупателей.
Интерактивность и вовлеченность
В наше время конечные потребители все больше нуждаются в мгновенном отклике со стороны компаний, к чьим услугам или товарам они проявляют заинтересованность. Этой интерактивности и привлечения бывает достаточно сложно достичь традиционными методами – например, в рамках пользовательского интерфейса вебсайта или приложения или в оффлайновых точках продаж.
Действительно, многие компании, несмотря на активное внедрение интеллектуальных чатботов, а также живых консультантов, все равно испытывают определенные проблемы с масштабированием аудитории, поскольку вышеупомянутые приемы обычно демонстрируют свою эффективность уже только на предварительно привлеченной аудитории. А как быть с теми, для кого ваши товары или услуги пока не знакомы?
Вот здесь, как раз, и приходит на помощь Интернет вещей. Например, подключение к IoT-системе динамиков, которым наделено подавляющее большинство смарт-устройств, позволяет маркетологам получать ценные инсайты о том, чего хотят и какие проблемы имеют их владельцы. Эта информация может быть успешно трансформирована в результативную маркетинговую кампанию, которая в свою очередь будет направлена на привлечение потребителей с максимальной эффективностью.
Прогнозирование и аналитика
Благодаря сбору данных от конечных потребителей в режиме реального времени, системы на базе Интернета Вещей способны предоставлять точную информацию для аналитических и предиктивных программных решений. Таким образом, маркетологи получают нужную им информацию, которая впоследствии или мгновенно может быть использована для выявления чаще всего неочевидных тенденций в пользовательском спросе и поведенческих паттернах.
Например, маркетинговые системы Интернета Вещей часто интегрируют с решениями на базе искусственного интеллекта и машинного обучения. За счет бесшовной передачи данных без задержек (все это обеспечивается именно через подобные интеграции), нужная информация о потребителях автоматически поступает в инструменты по разумной аналитике и прогнозированию.
В результате отчеты и прогнозы могут быть сгенерированы за считанные секунды, независимо от временного промежутка, указанного маркетологом, и именно их могут взять эти маркетологи за основу для построения новых, более точных стратегий или оптимизации уже существующих. Как бы то ни было, а подобные интеграции имеют особую ценность для бизнесов, оперирующих в нишах с частыми рыночными флуктациями.
Улучшение опыта использования продукта
Наконец, с помощью технологий RFID (радиочастотная идентификация) и WSN (сети беспроводных датчиков), нередко являющихся компонентами сети Интернет Вещей, бизнесы получают возможность отслеживать в режиме реального времени поведенческие паттерны конечных потребителей при взаимодействии с их продуктами и услугами. Например, это может быть их реакция на цвет или форму продукта, способы его применения, наиболее предпочтительный в использовании функционал и т. д. По мере того как число пользователей растет, маркетологи получают все больше объективной информации относительно того, каким именно должен быть идеальный опыт пользователя при взаимодействии с конкретным товаром/сервисом.
Со временем собранная аналитика может сыграть ведущую роль в планировании новых, более совершенных и пользовательно-ориентированных версий продуктов и тем самым обеспечить долгосрочную прибыльность и конкурентоспособность для конкретного производителя.
Также отметим, что такой подход к оптимизации пользовательского опыта оказывает положительное влияние и на лояльность целевой аудитории, что, в целом, очевидно: чем удобнее потребителю взаимодействовать с товаром, тем выше его или ее удовлетворенность, а следовательно, и больше вероятность, что бренд, производящий этот товар, попадет в список его или ее фаворитов.
Как происходит интеграция IoT в маркетинговые стратегии?
В этом параграфе мы предлагаем вам узнать, какие этапы и составляющие необходимы для осуществления быстрой и эффективной интеграции IoT в маркетинговые стратегии.
Определение цели интеграции
Сначала вы должны понять, зачем вообще осуществляется интеграция IoT системы в маркетинговые процессы, происходящие в вашей компании. Это может быть сбор актуальных данных о пользователях с целью повышения их лояльности, вовлечённости и удовлетворенности, персонализация маркетинговых стратегий, создание сильного конкурентного преимущества за счет получения аналитики в режиме реального времени, разработка точных маркетинговых стратегий на основе предиктивной аналитики или другое.
Наконец, от выбранной цели будет зависеть тип устройств в составе вашей системы Интернета Вещей, их количество и местонахождение, а также способы передачи данных. Кроме того, это даст вам дополнительное понимание, компонентом которой, более глобальной маркетинговой системы, станет ваше IoT решение (т.е. какие другие программные инструменты будут в нее включены, как именно будут в ней реализованы сценарии сбора, передачи и обработки данных и т.п.). И, конечно, этот инсайт может быть взят в качестве отправной точки для вашего цифрового партнера, если вместе с ним вы приняли решение о создании собственной IoT системы с нуля.
Выбор соответствующих IoT устройств и технологий
Этот этап требует более точного планирования ИоТ системы и, в частности, требует определения конкретных типов IoT устройств и технологий для сбора, передачи и обработки данных, которые должны быть в ней реализованы. К примеру, как мы уже говорили ранее, это могут быть как совсем примитивные RFID-метки, так и смарт-девайсы, которыми владеют сами потребители: смарт-часы, смарт-колонки или что-то другое.
На самом деле, физическое планирование таких систем – это довольно сложный и длительный процесс, с которым справиться самостоятельно, без наличия релевантного опыта и знаний, практически невозможно. Дело в том, что мало кто из владельцев бизнеса, вовлеченных в свои бизнес-операции 24/7, способен в совершенстве изучить сценарии, по которым пользователи смогут предоставить о себе максимально много полезной информации. Более того, вряд ли способны с этим справиться даже опытные маркетологи.
В конце концов, единственным верным решением в такой ситуации является делегирование этой задачи опытному подрядчику, имеющему многолетний опыт как в разработке маркетинговых инструментов, так и в построении кастомных IoT систем.
Интеграция с существующими системами
Еще одной, не менее важной задачей в рамках интеграции Интернета вещей в ваши маркетинговые процессы и сценарии может стать сочетание такой системы с другими системами, а также программными решениями и инструментами (как маркетинговыми, так и не имеющими прямого отношения к нему). Частными случаями таких интеграций есть синхронизация с CRM-системами, ERP-системами, мессенджерами, чатботами и т.д. Действительно, сам по себе Интернет вещей может быть полезным с точки зрения обеспечения автоматизации и консолидации актуальных данных о конечных пользователях. Однако для более сложных маркетинговых сценариев, требующих детального анализа собранных данных, интеграции этих данных или составления на их основе точных прогнозов, автономной реализации системы на базе Интернета Вещей может оказаться совсем недостаточно.
Именно поэтому важно уметь взглянуть на маркетинговые процессы, происходящие в вашей компании, “с высоты птичьего полета” – то есть, в общем. Это необходимо, прежде всего, для обеспечения понимания того, какие именно цифровые инструменты смогут приумножить эффективность вашей IoT системы и направить осуществляемые в ней операции на благо и усиление конкурентного преимущества вашего бизнеса.
Разработка протоколов безопасности и конфиденциальности
Важно отметить, что в подавляющем большинстве стран действуют внутренние политики защиты и безопасности потребительских данных, в том числе собираемых с помощью IoT систем. Наиболее распространенными из них являются GDPR, PCI DSS, HIPAA и CCPA. Помимо того, что конечный потребитель должен предоставить собственное соглашение на их использование, сам бизнес, который внедрил подобную систему для своих маркетинговых целей, обязан обеспечить высокий уровень их конфиденциальности и доступ для потребителя для их удаления при необходимости.
Эта проблема может быть усложнена тем, что устройства, являющиеся компонентами большинства IoT решений, достаточно примитивны для того, чтобы программировать их с помощью передовых алгоритмов шифрования. Таким образом, в случае кастомной разработки системы на базе Интернета Вещей разработчикам приходится внедрять собственные стандарты и протоколы безопасности, которые позволили бы обеспечить легальное функционирование этой системы в определенном регионе. В противном же случае, ваш бизнес может столкнуться с огромными штрафами и, в целом, прекратить свое существование (в частности, если кто-то из потребителей вдруг обнаружит, что его или ее данные собираются и хранятся ненадлежащим образом и поэтому попали в руки третьих лиц).
Мониторинг и оптимизация
Наконец, любая система на базе Интернета Вещей, особенно реализуемая для маркетинговых задач, должна находиться под постоянным мониторингом. Это необходимо как для вышеуказанной проблемы – поддержки ее безопасности, так и для того, чтобы вы смогли своевременно заняться ее оптимизацией, если ваши нынешние бизнес-показатели перестали вас устраивать.
Например, со временем вы можете осознать, что нынешнего количества и типов устройств, вовлеченных в вашу IoT систему, уже недостаточно для того, чтобы получать из них все необходимые данные для создания персонализированных рекламных предложений для вашей целевой аудитории. Причиной этого осознания может стать как неудовлетворительный аналитический отчет, так и неутешительные прогнозы будущего спроса пользователей. Таким образом, если вы заметите, что полученные инсайты противоречат вашим нынешним бизнес-целям, вы сможете заранее заняться оптимизацией существующей системы и тем самым сохранить ваш бизнес от краха или нашествия новых, более проактивных конкурентов. Наконец, постоянный мониторинг и пересмотр ранее выбранных методов и практик является ключом к успеху любой деятельности, не только связанной с маркетингом.
Будущее IoT в маркетинговых стратегиях
Что касается будущего Интернета Вещей, в контексте цифрового маркетинга, эта технология будет только набирать свою популярность. Мы можем предположить, что впоследствии на мировой арене будет появляться все больше интегрированных решений, объединяющих в себе сразу несколько передовых технологий, кроме IoT. К примеру, это могут быть искусственный интеллект и машинное обучение, дополненная и виртуальная реальность, а также блокчейн.
В целом, совместное использование этих трендовых технологических концепций обещает внести свой весомый вклад в еще большее повышение персонализированности предложений, направленных на потребителей, а следовательно, и максимизировать ROI от маркетинговых усилий.
Как маркетингу получить максимум преимуществ от IoT?
Как видим, IoT в маркетинге может предоставить маркетологам современные экономически эффективные решения для персонализированного взаимодействия с потребителями. В то же время сепарированность решений на базе IoT от других маркетинговых инструментов может спровоцировать определенные сложности, связанные с передачей, управлением и анализом данных, а также обеспечением их конфиденциальности.
Вот почему, учитывая все возможные преимущества IoT в маркетинге, во многих случаях есть смысл создавать подобные системы под ключ, опираясь на конкретный парк маркетинговых приложений, которые использует конкретный бизнес. В частности, если вам интересна разработка IoT, вы можете связаться с нами прямо сейчас, и мы предложим вам оптимальное решение с учетом вашего бюджета и бизнес-целей.