Красивый термин «Эффект Стрейзанд» появился 15 лет назад, и он на самом деле связан с голливудской знаменитостью Барбарой Стрейзанд. Термин поясняет закономерность жизни информации в ситуации запрета, и как явление имеет гораздо более глубокую историю. Однако именно 15 лет назад мы узнали о том, что произойдет с «нежелательной» информацией, если она будет размещена в интернете.
История с домом Барбары
В 2005 году фотограф Кеннет Адельман заключил рабочий контракт с правительством штата Калифорния. Его работа состояла в том, чтобы создать как можно больше качественных и детализированных фотографий прибрежной зоны. По этим снимкам ученые дальше отслеживали эрозию берега и должны были разработать план по предотвращению разрушения прибрежной линии.
Фотографии Кеннета (в количестве, превышающем 12 тысяч), были выложены на специализированном сайте, где ученые обменивались информацией. Однако при этом сайт был открыт и общедоступен, ничего секретного здесь не обсуждалось. И именно поэтому ни фотографии, ни тексты и сообщения на этом портале были не интересны широкой массе. Но до поры до времени.
Каким-то образом, среди всего этого массива снимков, актриса нашла один, но такой, который, по ее мнению, нарушал ее приватную жизнь – снимок ее дома. Стоит отметить, что дом действительно заслуживал внимания, но кроме него здесь также отлично был запечатлен берег с хорошо различимой эрозией. Материал, который предназначался для научных изысканий, был интерпретирован как провокация. Барбара Стрейзанд падала иск против фотографа в суд и затребовала от него выплату немалой денежной компенсации (в 50 миллионов долларов). Суд довольно долго разбирал это дело и спустя год признал иск неправомерным. Актрисе пришлось погасить судебные издержки, а Кеннет остался при своих деньгах. Но суть данной истории в том, что на этом она не окончилась.
Эффект обратного действия
Как только распространилась информация о том, что голливудская звезда подала иск против фотографа за какую-то фотографию (по мнению большинства, очевидно, скандальную), сайт с научными материалами стал чрезвычайно популярным. Если до этого момента количество посещений было минимальным, то теперь в течение месяца сюда заглянули 420 тысяч посетителей. Они интересовались фотографией под номером 3850 и активно скачивали ее. Затем фотография очутилась в информационных архивах агентства Associated Press, а потом ее, вместе с сопровождающей статьей, на своих ресурсах разместили газеты из разных уголков мира. Не трудно сделать вывод, что дальше снимок № 3850 начал жить совершенно самостоятельной и неуправляемой жизнью на просторах всемирной паутины.
Вывод оказался прост: любая «неприятная» цифровая информация при попытке ее удаления, блокировки или запрета тут же начинает распространяться с невероятной скоростью. Удалить ее уже не представляется возможным, и пожар обсуждений разгорается до самых абсурдных выводов. Майк Масник, блогер довольно популярного канала Techdirt.com, в том же 2005 году назвал это явление «эффект Стрейзанд».
Примеры из прошлого
В прошлом, когда интернета еще не было даже в фантазиях, эффект обратного действия наблюдался не менее ярко.
Одним из самых древних и ярких примеров может служить история о храме Артемиды в Эфесе и Герострате. Знаменитый поджигатель сохранил свое имя в веках не потому, что этого добивался, а потому, что его имя должно было быть забыто (так решило городское собрание после знаменитого пожара). Но именно потому, что имя было под запретом, его для потомков упомянул древний историк Феопомп, а потом появилось даже выражение «геростратова слава».
И еще один не такой далекий пример: роман «Доктор Живаго» Бориса Пастернака. В СССР он был запрещен к печати, а заграницей и печатался, и экранизировался. Пастернаку даже была присвоена Нобелевская премия, думается не только потому, что роман был хорош, но и потому, что был под запретом.