Один ученый сказал: «Мы живем на узкой прибрежной полосе между хаосом и неизвестностью», и нужно признать, что он был прав. Нет никакой гарантии того, что наши надежды и старания будут иметь хоть какое-то значение через год, час или минуту. Все может рухнуть прямо сейчас. Это относится к политике, сфере здоровья, личной жизни и, конечно, бизнесу. Вы спросите, о каком хаосе речь? Это перемены, обусловленные человеческим фактором, энтропией и массой других причин.
НО! Наличие продуманной маркетинговой стратегии — ключ к успеху и защита на любой случай. Без нее вы не сможете достичь поставленных целей и задач. Умение системно планировать продвижение товара или услуги — основа успеха, и наоборот, неспособность или нежелание планировать — означает рано или поздно потерпеть неудачу.
Маркетинговая стратегия: определение и важность
Investopedia определяет маркетинговую стратегию как общий план по привлечению лидов и превращению их в клиентов продуктов или услуг, предоставляемых бизнесом.
Как правило, она включает в себя ценностное предложение компании, ключевые сообщения бренда, данные о целевых демографических характеристиках клиентов и другие элементы.
Маркетинговая стратегия или маркетинговая кампания?
Когда дело доходит до маркетинга, может возникнуть некоторая путаница в отношении разницы между стратегией и кампанией. Это не одно и то же. Структура стратегии — это общий план высокого уровня, связанный с брендом и организационными целями. В то время как маркетинговые кампании более целенаправленны на достижение конкретной цели.
Стратегия охватывает более широкую картину, а кампания описывает логистические детали для каждого конкретного проекта.
Маркетинговая стратегия — это комплексный план действий, который разрабатывают, чтобы увеличить прибыль компании. Этот документ может охватывать деятельность предприятия в целом, или отдельные направления его работы, например, производство, продвижение товара и построение процессов внутри компании.
Задачи, которые решает стратегическое планирование:
- прокачка бренда в новой нише или географическом регионе;
- рост дохода;
- усиление позиций в конкурентной борьбе.
Обозначить присутствие бренда в нише или регионе — означает отвоевать свою долю и усилить собственное влияние. Это хорошо сказывается на объемах торговли, а значит стимулирует продажи, и обеспечивает общую доходность предприятия. Плюс к этому — усиление позиций в конкурентной борьбе. Это важно, чтобы гарантировать долговременные перспективы и уверенность в завтрашнем дне.
Далее мы разберем, какой должна быть маркетинговая стратегия.
Разработка стратегии
Создание маркетинговой стратегии состоит из нескольких частей:
- Рыночное исследование и анализ ниши. Здесь компания изучает и сравнивает конкурентов и собственные бизнес-процессы. Аналитика и сравнительный анализ позволяют понять, что можно прокачать в собственной структуре и процессах, чтобы сделать их эффективными. Сюда входят:
- анализ рынка;
- изучение конкурентов;
- анализ и сегментирование целевой аудитории.
- Планирование и запуск маркетинговых мероприятий. На этом этапе прописывают сами мероприятия, которые нужно будет провести. А также цели, которые следует достигать. Важно, чтобы они были реалистичными.
- Анализ ситуации на каждом этапе продвижения. Это важнейший момент, потому что отображает реальное и планируемое положение на рынке, и дает возможность корректировать процессы.
- Также в стратегию входит список тех, кто будет заниматься продвижением, кто каким этапом занимается. Кроме общей картины маркетинговой стратегии есть еще масса подробностей, которые стоит проработать.
Ответьте для себя на вопросы:
- для кого вы работаете;
- через какие каналы будете налаживать коммуникации;
- чем кардинально отличаетесь от коллег.
Финальная часть — подготовка подробных инструкции, как планировать и запускать рекламные кампании, какой месседж передаем потенциальным покупателям и т.д.
На что обратить внимание при составлении стратегии?
Анализ целевой аудитории — важнейший момент при составлении маркетинговой стратегии. Главный вопрос — где брать данные? Популярные источники: форумы, соцсети, сайты отзывов и блоги. Еще один популярный способ прощупать целевую аудиторию — запустить тестовую рекламную кампанию в соцсетях, и взять данные оттуда.
Также обратите внимание на идеи, боли и особенности аудитории. Некоторые пользователи недовольны качеством товаров или услуг, другие жалуются на сервис и скорость доставки, третьи — на упаковку. Проанализируйте инсайты и сделайте свое предложение лучшим.
Анализ конкурентов состоит из нескольких частей:
- анализ трафика сайта;
- анализ качества сервиса (контрольная покупка или общение с менеджером);
- анализ ссылочной массы сайта;
- анализ рекламных кампаний.
Чтобы разобраться, как работает конкурент, нужно посмотреть, где он находит клиентов, что использует хорошо, а что не очень. Можно посмотреть каналы через Alexa, и составить общее впечатление.
Детальный анализ источников трафика очень полезен и позволяет узнать многое. Если на сайт компании многие заходят прямо, значит, этот известный бренд. Много трафика из соцсетей — нужно обязательно проанализировать группы и сообщества. При большом количестве заходов с рекламы — обратите внимание, через какие кампании это происходит.
Узнав, кому и как продают конкуренты, нужно подумать, как сделать то же самое, но эффективнее. Конечно, анализ потребует много времени, но и польза будет заметной.
Маркетинговая стратегия в натуральном виде
Чаще всего, сюда входят:
- тексты;
- таблицы и диаграммы;
- расчеты;
- результаты исследований.
Полезно вести отчет по всем источникам трафика и планировать продвижение через определенные каналы. Также хорошо сразу разрабатывать воронку продаж, через которую будет идти реализация. Можно начинать с рекламы в соцсетях, в контексте или на торговых площадках, важно чтобы это были продуманные и взвешенные шаги.
Вместо заключения
В опыте с котом, который проводил Шредингер в начале 20-го века речь шла о том, что заранее не известно жив кот или нет. И более того, результат зависит от суперпозиции (т.е. от наблюдателя). Стратегия маркетинга имеет много общего с котом Шредингера. Чтобы понять, в каком он состоянии, нужно открыть ящик, то есть посмотреть и проверить. Это же характеризует и маркетинговую стратегию, пока не попробуешь — не поймешь. Но однозначно нужно прописать ее максимально подробно и точно, а потом контролировать выполнение и вносить правки.