Женское предпринимательство в Украине стремительно набирает обороты, играя важную роль в экономическом развитии, устойчивости и восстановлении страны. Несмотря на сложные условия, более двух третей (68%) украинок задумывались над открытием собственного дела. Ключевым стимулом для открытия бизнеса является возможность воплотить свою мечту в реальность — именно так отметила почти половина (48%) опрошенных владелиц бизнеса в Украине.

Дослідження Mastercard напередодні Міжнародного жіночого дня
Таковы результаты нового исследования Mastercard, проведенного накануне Международного женского дня.
Что мотивирует украинок открывать бизнес
Кроме стремления воплотить свою мечту, среди других важных факторов, побуждающих украинок начать свой бизнес, — желание работать на себя, осознание благоприятного момента, а также наличие перспективной идеи для реализации: каждый из этих факторов отметили по 29% респонденток, владелиц бизнеса.
Младшее поколение демонстрирует высокие предпринимательские амбиции — 83% представительниц поколения Z и миллениалов в Украине хотят начать собственное дело, что превышает средние показатели исследования по миру, которые составляют 71% и 65% соответственно.
Среди приоритетных сфер для развития бизнеса украинки отмечают онлайн-продажи (22%), образование, включая репетиторство (17%), сельское хозяйство (15%) и пищевую отрасль (15%). Показательно, что только 3% опрошенных планируют начать бизнес в сфере ИТ, тогда как среди мужчин этот показатель достигает 14%. Это свидетельствует о значительном потенциале для увеличения представленности женщин в технологическом секторе.
Барьеры и возможности
На пути к предпринимательству украинки сталкиваются как с объективными, так и с субъективными вызовами. Нехватка опыта (47%), знаний (36%) и неуверенность в себе (38%) являются основными факторами, сдерживающими их от старта собственного дела. Каждая третья (35%) считает, что предпринимательство «не для таких, как она», что значительно ограничивает потенциал для развития.
Как мужчины, так и женщины называют нехватку средств основной причиной того, почему они еще не открыли собственное дело (65% мужчин и 76% женщин). Однако женщины значительно чаще упоминают об отсутствии необходимых навыков, таких как бухгалтерский учет или продажи (35% женщин против 21% мужчин), что подчеркивает важность специализированных образовательных программ для поддержки женского предпринимательства.
Те, кто уже начали бизнес, чаще всего испытывают трудности с привлечением финансирования, разработкой бизнес-плана и выбором оптимальных технологий для развития своего дела.
Показательно, что женщинам-предпринимательницам труднее, чем мужчинам, балансировать между бизнесом и семейными обязанностями. 33% украинок отмечают сложность совмещения предпринимательской деятельности с уходом за детьми, в то время как среди мужчин об этом говорят 7% респондентов.
Поддержка и развитие
На вопрос, какая поддержка помогла бы украинкам преодолеть барьеры и почувствовать себя увереннее, чтобы начать собственное дело, самыми распространенными ответами стали: расширение возможностей финансирования (41%), обучение базовым бизнес-навыкам (36%) и технологиям (30%).
Украинские предпринимательницы вдвое чаще, чем мужчины (43% против 21%), называют менторство одним из важных способов поддержки для развития своего бизнеса.
«Это исследование подчеркивает большой предпринимательский дух среди украинок, и в то время как Украина переживает беспрецедентные вызовы — мы видим, что женское предпринимательство способствует росту экономики страны. Украинское женское предпринимательство стремительно развивается, но вызовы все еще существуют. Именно поэтому совместные усилия, направленные на поддержку женщин на их предпринимательском пути, могут стать двигателем реальных изменений. В Mastercard мы стремимся строить инклюзивную цифровую экономику, где предприниматели получают решения и поддержку, необходимые для развития и успеха», — подчеркнула Инга Андреева, генеральный директор Mastercard в Украине и Молдове.
По всему миру Mastercard реализует многочисленные инициативы, направленные на поддержку предпринимателей. Начиная с 2020 года, Mastercard предоставила более 50 миллионам малых предприятий, в том числе 37 миллионам женщин-предпринимателей, поддержку и решения, способствующие развитию их бизнеса.
Об исследовании
Исследование выполнено по заказу Mastercard независимым исследовательским агентством Opinium. С 16 декабря 2024 года по 3 января 2025 года был проведен количественный онлайн-опрос в 41 стране Северной Америки, Латинской Америки, Азиатско-Тихоокеанского региона, Европы, Ближнего Востока и Африки. Он охватил:
- 42 500 респондентов (500 в Украине)
- 4 300 предпринимателей/учредителей (50 в Украине)
Полный список стран, в которых проводился опрос: Великобритания, Франция, Германия, Италия, Испания, Австрия, Ирландия, Бельгия, Норвегия, Дания, Чехия, Греция, Польша, Нидерланды, Швеция, Португалия, Словакия, Швейцария, Индия, Индонезия, Сингапур, Австралия, Китай, Таиланд, Корея, Южная Африка, Нигерия, ОАЭ, Саудовская Аравия, Турция, Кения, Египет, Украина, Марокко, Бразилия, Мексика, Колумбия, Аргентина, Чили, Канада, США.