В условиях стремительного роста объемов данных и постоянных изменений рыночной конъюнктуры, многие компании сталкиваются с вызовом: как быстро адаптироваться и опережать конкурентов? Универсальный ответ на вопрос — искусственный интеллект.
Сегодня AI трансформирует множество сфер, не только ускоряя анализ данных, но и открывая новые горизонты для создания конкурентного преимущества, позволяя распознавать новые возможности и реагировать на действия конкурентов. В бизнесе AI становится союзником в борьбе за внимание клиентов и лидирующие позиции.

AI Marketer
Но как именно AI способен усовершенствовать бизнес? И как он может помочь обойти конкурентов через модернизацию маркетинга? На эти вопросы мы сегодня и ответим.
Как AI влияет на бизнес уже сегодня
В 2024 году многие крупные компании анонсировали запуск собственных AI — сегодня они используют их для выполнения как сложных, так и простых задач, снижая затраты ресурсов и ускоряя процессы: для решения проблем пользователей, набора сотрудников, анализа и проверки данных. Вот лишь несколько примеров этого:
- Johnson&Johnson применяют AI для разработки лекарств, оптимизируя синтез химических веществ. AI-агент автономно определяет время для смены растворителей — без этого сотрудникам бы пришлось проходить несколько кругов одного и того же процесса вручную. Но сейчас сотрудники все же проверяют работу AI.
- Deutsche Telekom внедрил AI-бота для сотрудников, который отвечает на любые вопросы о политике и льготах, продуктах и услугах. В начале 2025 года его используют еженедельно 10 000 и 80 000 сотрудников. Вскоре компания планирует позволить агенту выполнять задачи от имени работников, такие как, запрос на отпуск.
- В Cosentino внедрили AI для обслуживания и поддержки клиентов. Это позволило освободить сотрудников от оформления заказов, направив их на другие задачи. Перед началом работы сети «проходят обучение», как и обычные люди.
- В Австралии используют AI для роста эффективности, экономя до 7,5 часов в неделю на сотрудника. С октября 2024 года 5 300 сотрудников EY сэкономили полчаса в неделю, используя Copilot и другие аналоги ChatGPT.
- Moody’s используют сразу не менее 35 агентов для финансового анализа, поскольку считают, что способности AI эффективнее применять «как способности разных людей», которые могут приходить к разным выводам на основе одних и тех же данных.
EBay применяет AI для написания кода программ, помощи клиентам в поиске товаров и продавцам в их продажах. Но главное, что компания использует искусственных ботов для маркетинговых кампаний и анализе предпочтений покупателей, что и подводит нас к следующему — как AI способен помочь бизнесу в маркетинговых исследованиях.
Преимущества искусственного интеллекта в маркетинге
Иногда AI открывает такие возможности, которые позволяют компаниям не только конкурировать, но и опережать своих соперников. Вариантов множество, вот лишь ключевые из них:
Анализ больших объемов данных
Нейросети могут быстро и качественно обрабатывать массивы информации, выявляя скрытые тенденции и паттерны. Это позволяет сильно сократить время и затраты ресурсов на исследование аудиторий, конкурентов и целых секторов рынка, визуализируя инфо в виде отчетов и графиков.
Например, такие инструменты, как Quid Monitor помогают отслеживать репутацию бренда в режиме реального времени, а также сравнивать его с другими компаниями, а Quid Compete предоставляет детальные метрики, позволяющие сравнивать бренд со всей отраслью, а не только с прямыми конкурентами. Также можно отметить Crayon, который помогает бизнесу принимать более эффективные решения на основе AI-анализа.
Прогнозирование трендов
AI позволяет предсказывать будущие рыночные тренды, поведение покупателей, что позволяет скорректировать маркетинговую стратегию и в целом развитие на рынке. Это помогает выявлять незаполненные ниши и новые сегменты рынка, опережая конкурентов в разработке продуктов и услуг.
Например, платформы как Google Analytics с AI-алгоритмами, находят тренды, которые еще не использованы, предсказывают изменения спроса для быстрого реагирования.
Персонализация предложений
AI обеспечивает более точную сегментацию аудитории и адаптацию маркетинговых стратегий под индивидуальные предпочтения клиентов, а также анализирует стратегии конкурентов и эластичность спроса, что позволяет тестировать ценовые модели и устанавливать конкурентоспособные цены.
Но несмотря на все преимущества при работе с AI, важно помнить о вызовах и ограничениях, которые существуют или могут возникнуть в маркетинговых исследованиях.
- Во-первых, даже в условиях автоанализа, человеческая интуиция и гибкость остаются незаменимыми при интерпретации информации и принятии решений.
- Во-вторых, рост использования AI может привести к увеличению количества атак в киберпространстве — 25% из них будут связаны с AI. Эксперты ожидают этот сценарий уже в 2025-2028 годах. Так, по данным Gartner, в 2028 году 15% бизнес-решений будут приниматься с помощью AI по сравнению с 0% в 2024.
Как начать использовать AI в маркетинге
Но если крупные компании лично вкладываются в разработку AI-инструментов и рассчитывают на возврат инвестиций в будущем (за счет сокращения расходов и увеличения прибыли), то у малого и среднего бизнеса таких возможностей нет.
Однако для небольших компаний существуют другие доступные каждому решения.
- Первый и самый очевидный для использования инструмент — ChatGPT от Open AI. Менее чем через два года после запуска это уже не просто нейросеть для поиска информации и создания простого текстового контента, но и генератор изображений и видео и мощный аналитический инструмент, который может помочь во многих отраслях.
Более того, кроме «общей» модели, ChatGPT имеет множество узконаправленных сборок, которые могут помочь с маркетинговыми исследованиями и анализом массивов информации (например, модуль Data Analysis & Report AI), программированием и образованием. Полный список доступных инструментов можно найти на веб-сайте.
- Второй в списке незаменимых AI-инструментов в маркетинге и развитии бренда в сети Интернет — конструктор, использующий AI для генерации сайтов и лендингов на основе требований бизнеса и предпочтений его аудитории. Они позволяют развернуть рабочий сайт за считанные часы и сразу начать тестировать маркетинговые стратегии.
Одним из таких инструментов, например, является конструктор сайтов Weblium. Он использует AI-технологии для запуска целевых веб-сайтов — от лендингов до онлайн магазинов. В контексте маркетингового исследования, он позволяет в процессе работы анализировать получаемые на сайтах данные и на их основе менять свою стратегию.
Еще один доступный каждому бизнесу инструмент — это чат-боты на основе AI. Они позволяют общаться с пользователями: решать проблемы, отвечать на любые вопросы о компании и товарах, вести клиентов с момента входа на сайт до оформления и получения заказа, разгружая службу поддержки. В контексте исследований, чат-бот позволяет собирать данные о предпочтениях и поведении клиентов для улучшения модели общения, а также данные для лучшей сегментации.
Сегодня их можно интегрировать на свой веб-сайт с помощью того же конструктора, выбрав для этого одну из моделей ChatGPT и настроив под бренд и аудиторию.
Рекомендации по внедрению AI:
- Оцените, какие аспекты маркетинговых исследований нуждаются в автоматизации.
- Начните с внедрения AI в небольших масштабах для тестирования технологии.
- Выбирайте платформы, которые соответствуют вашему бюджету и задачам.
- Регулярно анализируйте эффективность AI и корректируйте их использование.
- Обучайте сотрудников интерпретации итогов AI-анализа в принятии решений.
Если ваш бизнес не имеет опыта в использовании AI, то не бойтесь обращаться к специализированным консультантам — конструкторы, как у Weblium, часто обладают набором всех необходимых навыков не только для создания сайтов, но и развития бренда с помощью AI-методов. Это минимизирует риски и ускоряет внедрение инструментов.
Еще в 2021, согласно отчету PwC, 86% руководителей компаний сошлись во мнении, что в течение пяти лет технология искусственного интеллекта станет неотъемлемой частью современных бизнес-стратегий, укрепляющей конкурентные преимущества. Сегодня, по истечению этих лет, мы можем убедиться в этом сами и применять эти технологии в бизнесе. Ведь будущее принадлежит тем, кто готовится к нему сегодня.