Денис Гобов (Art of Business Analysis, DataArt) и Инна Гученко (DataArt) при поддержке DataArt и украинского отделения Международного института бизнес-анализа (IIBA) провели опрос о состоянии бизнес-анализа в Украине в 2020 году.
В опросе участвовали более трехсот бизнес-аналитиков, работающих в аутсорсинговых, продуктовых и аутстафингових IT-компаниях, а также в подразделениях не-IT компаний. Более 50% респондентов работают в компаниях со штатом 1500+ специалистов, что позволило продемонстрировать в исследовании комплексное видение нынешнего состояния бизнес-анализа в IT. В целом участники анкетирования рассказали про техники сбора и анализ требований, документацию, состояние бизнес-анализа в проектах и проблемы, с которыми они сталкиваются.
Исследование состоит из блоков:
- Портрет участников опроса
- Выявление требований
- Анализ требований
- Верификация требований
- Управление требованиями
- Состояние бизнес-анализа в проектах
- Проблемы, их причины и последствия
Денис Гобов, автор исследования состояния бизнес-анализа в IT, рассказывает:
«Один из признаков развития IT-индустрии в Украине — переход к сервисной модели, когда заказчик полностью передает компании-разработчику ответственность за создание программного продукта, и продуктовой модели. Этот переход был невозможен без привлечения специалистов по бизнес-анализу, ответственных за выявление бизнес-потребностей, определение наилучшего решения и описания требований к нему. Целью данного исследования было понять, каким образом бизнес-аналитики работают сегодня в реалиях украинского IT, определить зависимости между контекстом проектов и эффективностью различных техник и подходов, сформировать рекомендации для специалистов, которые бы позволили повысить качество их работы.»
Инна Гученко, автор исследования состояния бизнес-анализа в IT, дополняет:
«Даже опытный бизнес-аналитик иногда задается вопросом, насколько возникшая на проекте проблема распространена в целом, какие пути ее решения наиболее эффективны. Безусловно, есть коллеги, с которыми можно посоветоваться, своды знаний, книги и статьи, в которых можно найти некоторые ответы, но ничто из этого не даст возможности посмотреть на ситуацию через призму различных индустрий, типов компаний, проектов. Подобных исследований, имеющих достаточную теоретическую и практическую базу, как оказалось, не так уж и много. Это подтолкнуло к мысли об актуальности проведения опроса как с научной, так и с прикладной точки зрения.»
Почти четверть участников опроса работают в проектах финансовой / банковской индустрии, что соответствует глобальной статистике, собранной IIBA (по их результатам в этом домене работают 25% бизнес-аналитиков). На втором месте — домен электронной коммерции и ритейла — 13,58%. В пятерку лидеров также вошли медицина / фармацевтика, ERP-системы и домен «Медиа, реклама и развлечения».
Большинство (58,64%) респондентов работают в проектах, выполняемых по Agile. По старому-добрыму плановыму подходу (Waterfall, RUP и т.д.) — только 14,81%.
«Для меня оказалось открытием, что около 37% участников опроса не используют шаблоны документов для спецификации требований. Также интересным оказался тот факт, что 53 % опрошенных считают недостаток менторства одной из основных причин сложностей в развитии базовых компетенций бизнес-аналитика.» — сообщает Инна Гученко.
Среди наиболее критичных проблем, связанных с бизнес-анализом в проектах, можно выделить постоянное изменение целей, процессов и требований (43% респондентов) и неполные или скрытые требования (41%). По мнению участников опроса, основные причины их возникновения — отсутствие коммуникации с ключевыми заинтересованными лицами (70%) и отсутствие у заказчика четкого видения продукта / сервиса (62%). Из этого можно сделать вывод, что бизнес-аналитикам стоит быть более внимательными при формировании и поддержании общего видения целей проекта в рамках предпроектного анализа и в ходе проекта. А также бороться за доступ к ключевым лицам со стороны заказчика, развивая доменные знания и коммуникационные навыки.
Денис Гобов добавляет:
«Радует, что 60% респондентов довольны тем, как выполняется бизнес-анализ на их проектах. Также хочется отметить, что популярность профессиональных сертификаций для бизнес-аналитиков растет от года в год.»
Участники исследования считают, что удовлетворительное состояние бизнес-анализа было достигнуто благодаря согласованному процессу и высокому качеству требований, а это, в свою очередь, привело к высокому уровню доверия от внешних заинтересованных лиц и повышению эффективности работы самой команды.