Тема выхода на зарубежный рынок актуальна для каждого – услуги, товарный бизнес, инфобизнес. Каждый хочет зарабатывать в валюте, потому что так стабильнее.
Перед тем как выходить на рынок, я, контент-маркетолог и копирайтер, решила вспомнить свой опыт общения с европейцами, проанализировать менталитет и начала задавать много вопросов нашим людям в Америке или Европе.
Поэтому делюсь с вами выводами и мыслями.
Менталитет украинца и европейца: в чем разница и как продавать европейцам?
Главное отличие в менталитете украинца и европейца – отношение к труду. Мы большие труженики, земледельцы, хлеборобы. А европейцы расслаблены, спокойны. Они работают в точное время и не минутой больше.
Конечно, погрешность может быть. Так же, как не все украинцы труженики. Но большинство именно таковых и для продажи товаров/услуг это стоит знать.
Также у европейцев минимальная ценность всего материального. На территории Украины ты можешь кичиться автомобилем, деньгами, украшениями. Европейцам до этого все равно.
Вспомните бренды ІКЕА или JYSK. Их главная ценность – удобство, доступность и практичность. В северных странах Европы родились философии лагом и хюгге. И бренды как раз придерживаются этих принципов.
Поэтому они не обратят внимание на триггеры роскоши и богатства. В отличие от украинцев. И этой ценностью многие пользовались.
Из-за своего более менее спокойного характера европейцы более благоразумны. Они больше размышляют, строят планы, более рациональны. А мы – эмоциональные. Зажигаемся как спичка и стоим на своем. Но эта эмоциональность иногда играет нам на руку – например, наши песни.
К сожалению, из-за разных событий у украинцев есть комплекс неполноценности. Поэтому у нас еще нет таких крутых результатов, о которых мы мечтаем и глубоко в душе знаем, что все можем. У европейцев с этим все нормально, поэтому они уверены в себе, скорее тестируют идеи, не боятся ошибок и постоянно учат что-то новое.
Но есть моменты, которые нас объединяют:
- Жажда свободы, личной независимости;
- Любовь к семье.
Зная эту информацию, вы можете свободно и уверенно продавать. Строить более релевантный контент и найти новые ценности, которые помогут в работе.
Мой опыт общения с европейцами
Я год жила в Эстонии, стране-родине Skype и Bolt. На практике я о них узнала:
- У них жизнь медленная и спокойная;
- Можно делать все.
Оба тезиса хорошо подтверждают то, что я написала выше об отличии менталитета.
Нет, эстонцы не тормозят. Им просто некуда спешить. Именно так местные о себе говорят и иногда сами над собой шутят по этому поводу.
В Эстонии много стартапов и проектов-единорогов. Они инновационны. А подтверждение тому – развозящие почту роботы, кассы-самообслуживания, на которых я рассчитывалась еще в 2015 году, беспилотный автобус, электронные выборы и автоматическая передача показателей счетчиков воды/света. При этом всём они спокойны и никуда не спешат. Это распространяется и на работу.
Как и всюду, есть амбициозные люди, а есть те, кого и так всё устраивает. И если говорить о бизнесе, то людей, которых устраивает имеющийся уровень много. Таких и у нас много. Однако лучше ориентироваться на первую группу.
Они открыты для общения и тестирования. Общаться с ними само удовольствие, потому что много умных людей, путешествующих и постоянно развивающихся.
Эстонцы и все европейцы больше любят Facebook и покупают через сайты, чем через соцсети. Это следует учитывать, если хотите выходить на европейский рынок.
А что же Америка?
Америку считают матерью продаж и маркетинга.
Именно в США появилось много современных методик, технологий, принципов работы в сфере продаж и маркетинга. Каждый уважающий себя специалист смотрит на то, что там происходит. Читая книги, думает: «Как бы это у себя применить?», «Ох, ну да. В Америке все проще. У нас так не сработает».
И я вам скажу, что это верно. Я уже работаю с клиенткой из Америки и она сама мне сказала:
Американцы менее разбалованы. Они могут согласиться на первую услугу. Не будут выискивать меньшую стоимость или доверять специальную. Они проще решаются на действия. Поэтому им вообще проще продавать.
Когда я изучала конкурентов моей клиентки, то увидела, насколько у них другой подход к соцсетям. Они вообще не уделяют ему внимания на том уровне, как мы. Однако они любят, чтобы был качественный сервис. Если им услуга/продукт понравятся, то американцы вернутся.
Вместе с тем я слышала такие фразы:
Американцы продают себя повсюду. Они просто боги. Их уверенности можно позавидовать и постоянно учиться.
Думала, что это миф, потому что не находила подтверждения тому.
Но после разговора с другой клиенткой из Америки мое мнение изменилось. Она рассказала историю:
«Плаваю я в бассейне. Подходит ко мне девушка и говорит: «У вас такой прекрасный ребенок». Я, конечно, поблагодарила. И мы продолжили разговор. Американская вежливость. 🙂
Она неустанно говорит предложение за предложением, а потом прозвучало: «Кстати, я риэлтор». И девушка начала себя преподносить, рассказывать чем может помочь. Я ей сказала, что тоже риэлтор и мы мило усмехнулись. Однако для себя подметила, как она легко и непринужденно перешла к своей деятельности.
Они легко завязывают разговор и переходят к продаже. Минута и всё. Ты уже окутан диалогом с американцем и он уже тебе что-нибудь продает, хотя бы идею».
Если честно, весь наш разговор с клиенткой я сидела с глазами по 5 копеек. Я не могла поверить, что это действительно есть, что это не миф. Это действительность. Американцы действительно так относятся к своему делу. И они не думают «как-то не удобно», «а если не нужно?», «и почему я буду отнимать время у человека». А просто продают.
В общем, у американцев есть чему учиться в плане продаж. Они топ. И в первую очередь нам нужно убирать все отрицательные мнения. Только представьте, как изменится наша жизнь, когда начнем делать так, как они.
Конечно, в работе на европейский или американский рынок много тонкостей и особенностей. О них можно узнать только практикуя. Так что я желаю вам скорее масштабироваться, выходить на новые рынки и получать крутой опыт. А если будут вопросы по контент-маркетингу, то я с радостью помогу.