Можно годами проявлять себя как эффективного и компетентного сотрудника, трудиться на благо компании и приносить ей хорошие результаты. Но так и не перейти на новую ступеньку карьерной лестницы. В этой статье рассказываю, почему так происходит и как получить повышение, даже если непосредственный руководитель отказывается повышать зарплату.
Нужно понять такую вещь: если у вас есть идея о том, что вам платят неадекватно и вы заслуживаете большего — она никуда не денется. Эта мысль будет как ржавчина разрушать вас и вашу мотивацию. Если вы будете накапливать несогласие с тем, что происходит, ваши коллеги и руководитель рано или поздно это почувствуют. Что приведет к обстановке, которая явно не способствует продуктивной работе.
Шаг первый: осознайте проблему
Если у вас появляются мысли о том, что вы получаете недостаточно — действуйте. Это ваша ответственность. Так работает рынок: вы устраиваетесь в компанию и соглашаетесь работать по определенным условиям. Но все меняется: обстоятельства, ваши обязанности и их сложность, средняя зарплата по должности и так далее. Поэтому взаимоотношениями с работодателем нужно управлять. Управлять нужно с двух сторон: не перекладывайте всё на руководство.
Шаг второй: поговорите с руководителем
Поговорите с вашим непосредственным руководителем. Не живите с надеждой, что он сам увидит ваше недовольство. Некоторые люди пытаются «намекнуть» о своей позиции так: начинают хуже работать, не проявляют инициативу по отношению к руководителю или другим сотрудникам и так далее. Чем делают только хуже, ведь какой смысл повышать того, кто откровенно не старается. Вместо того, чтобы держать обиду внутри себя, начните прямой и честный разговор.
Но руководители — люди занятые, у них всегда есть свои задачи и проблемы. Если вы просто придете и заявите о том, что требуете вас повысить, вряд ли получите адекватную реакцию. Поэтому к разговору нужно подготовиться заранее. Вот что нужно подготовить к разговору.
Ваши результаты
В хорошо организованных компаниях есть такая вещь, как регулярный отчет сотрудника о результатах его деятельности. Это документ в свободной форме, где сотрудник делится тем, чего ему удалось достичь. Включая повышение компетентностей, количество выполненных задач и так далее, в зависимости от специфики должности. Подготовьте такой отчёт к разговору с руководителем.
Данные о рыночной ЗП
Сегодня эти данные не являются большой тайной и нужные статистики есть в открытом доступе. Обычно срез зарплат можно найти на сайтах для поиска работы — они предоставляют наиболее точные и актуальные цифры. Это не только облегчает жизнь руководителю, но и упрощает для него принятие решения.
Шаг третий: проявите настойчивость
Когда вы приходите к руководителю с просьбой о повышении, будьте готовы столкнуться с тем, что на вас не будет времени. Руководитель сразу же определит проблему вашей зарплаты как второстепенную — у него есть более «горящие» задачи. Он постарается уйти от этого разговора. И сделает это не потому, что вас не уважает.
Руководитель — это человек с кучей планов, которые были определены заранее. И вас в этих планах не было. Соответственно, ваш внезапный запрос нарушает структуру дня начальника. Поэтому важно донести, что это важный для вас момент. Тем более что вся нужная информация, которая поможет принять решение, уже у вас на руках.
Попросите уделить немного времени на разговор с вами. Возможно, вам предложат отложить этот разговор до следующей недели. В таком случае поинтересуйтесь, когда именно на следующей неделе. Добейтесь того, чтобы определить день и время встречи. Нужно, чтобы руководитель сделал вас счастью своего плана — тогда приоритетность задачи для него возрастет.
Если руководитель будет пытаться отменить или перенести вашу встречу — проявляйте настойчивость. Напоминайте о том, что у вас была договоренность, и что для вас это предельно важно. Добивайтесь того, чтобы эта встреча произошла.
Если руководитель игнорирует
Бывает и такое: начальник начинает «прикрываться» тем, что это не его зона ответственности, и с подобными вопросами нужно обращаться к кому угодно, но не к нему. С точки зрения менеджмента это говорит о том, что руководитель отказывается от выполнения своих прямых обязанностей и не хочет налаживать взаимоотношения с подчиненными. Если в этом моменте он безответственен, и ничего не изменить, вам придется его «обойти». И обратиться выше.
Обычно сотрудник не должен переступать через руководителя. Но это принцип действует до тех пор, пока руководитель решает вопросы в своей области ответственности. Если же нет, вам нужно с тем же запросом обратиться к тому, кто управляет вашим руководителем. Прямо скажите о причине обращения: ваш руководитель отказывается решать важный для вас вопрос и продолжает игнорировать.
Увольняйтесь «по-хорошему»
В случае отсутствия результата вывод один — вы сделали все, что было в ваших силах. Подготовили данные, пытались достучаться до двух руководителей и отстоять свою точку зрения. Возможно, добиться повышения в этой компании попросту невозможно. И остается только уволиться.
Но не спешите уходить, пока не отработаете все, что должны. Есть такой принцип: вы обязательно столкнетесь с тем, от чего пытаетесь сбежать. Чтобы уволиться «по-хорошему», нужно прийти к руководителю и рассказать о своем решении, упомянув причину. Предложите подождать, пока вам найдут замену и описать свою работу, чтобы минимизировать ущерб, связанный с вашим уходом. Инструкции потом перейдут к новому сотруднику, а вы, возможно, первое время выступите в роли ментора.
Таким образом вы сгладите ущерб от своего ухода, оставите хорошее впечатление и с большей вероятностью быстро найдете высокооплачиваемую работу.
Вывод
Нужно не ждать чуда, а просить о повышении самостоятельно. Если вы важный сотрудник для компании и осознаете свою ценность, пересмотр зарплаты — это абсолютно нормально. Заранее подготовьтесь к разговору с руководителем, будьте настойчивы. Если вас не слышат — идите выше. И не бойтесь уйти из компании — если сделать это спокойно, не вступая в конфликты, вскоре вы получите более выгодное предложение.