Ежедневная работа пиарщика требует высокого уровня концентрации внимания, умения смотреть на рутинные процессы под непривычным углом и перерабатывать огромные пласты информации. Пиарщик сегодня — какой он? Что читает? Чем живет? Мы в PRNEWS.IO решили разобраться с темой, проведя опрос с помощью писем и соцсетей Facebook и LinkedIn.
Получив около 50 заполненных опросников от специалистов в сфере коммуникаций, мы выяснили, какими личностными качествами должны обладать PR-специалисты и маркетологи, и какие именно сайты и паблики помогают держать руку на пульсе.
Профи должен иметь критическое мышление, отделять главное от второстепенного в информационном шуме, обладать аналитическими навыками. Сохранять холодную голову в череде дедлайнов, горячее сердце и любовь к профессии в режиме нон-стоп, влюбленность в проект и, обязательно, чувство юмора. Быть бесстрашным в реализации новых идей. Гибким, способным быстро принимать решения. Дружить с отделом продаж и говорить на одном языке с топ менеджерами компании. Постоянно прокачивать свои скилы и правильно восстанавливаться после напряженной трудовой недели.
По данным опроса, объять необъятное и оставаться в курсе трендов, кейсов и новых технологий помогают, в первую очередь, отраслевые медиа, паблики и рассылки. За ними следуют вебинары, тренинги, онлайн-конференции, обучающие курсы. На третьем месте по популярности среди наших коллег — подкасты, специализированная литература, книги по управлению проектами и биографии культовых личностей.
Одним лучше заходит обучающий курс. Вдохновиться новой идеей и почерпнуть силы другим помогают живые встречи с коллегами по цеху и обмен практическим опытом. Третьи черпают вдохновение из книг, и уверены в том, что профессиональная литература не сравнится ни с одним интернет-лонгридом.
Сайты и медиа
По результатам 75% опрошенных PRNEWS.IO респондентов, вышеперечисленные отраслевые сайты для пиарщиков и маркетологов вошли в перечень самых активно читаемых ресурсов. Они расположены в алфавитном порядке. Также популярностью пользуются блог Webpromo, блог Content.ua, блог SEMrush, Marketer.ua, marketingland.com и материалы сервиса Pressfeed.ru.
При этом большинство участников рейтинга убеждены: пиарщик должен обладать набором инструментов для многоканальности, навыками мультизадачности и быстрой обработки информации. Мало ограничиваться отраслевыми медиа — необходимо формировать собственное информационное пространство с участием деловых и общенациональных медиа.
Так, по словам Богдана Дубилевского, CMO Викибизнес, их команда, помимо топовых отраслевых ресурсов, читает Forbes, НВ, Kyiv Post, ИНТЕРФАКС-Украина и др. В обязательную программу для сотрудников входят нишевые тематические ресурсы по Википедии, методу управления SCRUM, Todoist и подписка на выжимки из лучшей современной бизнес-литературы.
Телеграмм-каналы
Они уверенно набирают популярность благодаря высокому уровню вовлеченности аудитории — сегодня это один из крупнейших мессенджеров в мире. Новости, кейсы, идеи и статьи приходят напрямую к читателям, а система оповещений значительно увеличивает шанс не пропустить стоящий контент. Удобно, оперативно, с точным фокусом на целевую на аудиторию.
Не удивительно, что именно телеграмм-каналы занимают второе место по популярности по результатам опроса PRNEWS.IO. Как показывает практика, пиарщики и маркетологи в обязательном порядке подписываются на профильные мессенджеры: в среднем, количество подписок составляет от 3 до 5.
- Будни пиарщика;
- Digital masons;
- DMM (Digital Marketing Management by UAMASTER);
- Добрый пиар;
- Главред;
- I-Marketing.ua;
- Партизанский маркетинг;
- Perfect PR;
- SETTERS;
- Скромный маркетолог.
Кроме вошедших в ТОП-10 телеграмм-каналов, коллеги по PR-рынку рекомендуют не оставлять без внимания такие паблики, как канал Елены Торшиной TORSHINA, канал креативного директора banda Максима Боритко Водоканал, Рекламнутий и канал Андрея Бродецкого Технологии, медиа и общество.
Для того, чтобы не захлебнуться в десятках (а, иногда, и в сотнях!) каналов с актуальным контентом, специалист в сфере онлайн-репутации Евгений Василенко советует воспользоваться специальным телеграмм-ботом. Услуга платная — зато он соберет все каналы, на которые вы подписаны, в одну ленту (по принципу социальных сетей) и значительно упростит работу с пабликами. Также для поиска информации в различных телеграмм-каналах он рекомендует использовать хэштеги или формировать тематические папки для сортировки пабликов: тогда нужную информацию легко найти и невозможно потерять.
В связи с переизбытком информации, популярность в последние годы все больше набирает метод кураторства. Его основные принципы при работе с социальными сетями использует Екатерина Власенко, Head of Content Marketing в Binotel:
“Уже несколько лет я веду в facebook рубрику “5 статей недели”, для которой отбираю лучшие статьи по бизнес-тематике. Для этого в океане информационного шума просматриваю огромное количество контента — чтобы найти действительно стоящий материал и поделиться им с аудиторией. По этому же принципу мы в компании развиваем собственный телеграмм-канал, где даем рекомендации по бизнес-вопросам, делимся интересными кейсами и историями успехов больших брендов”.
Группы и аккаунты персон в Facebook
Третье место в опросе занимают актуальные для PR-специалистов и маркетологов группы, а также персональные страницы экспертов, регулярно размещающих посты на тему онлайн-репутации, ситуативного маркетинга, трендов и анализа рынка.
- Bazilik Media;
- В2В Маркетинг в Україні;
- Digital-маркетологи Украины и СНГ;
- PR in IT;
- PR Masters
- Маркетинг для практиков;
- Маркетинг по-украински;
- Тыжмаркетолог;
- Facebook-страничка Marina Starodubska;
- Facebook-страничка Михаила Василенко.
Другое
В зависимости от сферы деятельности, специфики рынка и личных предпочтений, пиарщики и маркетологи сегодня имеют возможность использовать множество каналов информации. Это помогает быть на полшага впереди конкурентов и, что особенно важно в период перемен и экономических вызовов, оперативно реагировать на изменения рынка и принимать правильные решения.
Так, популярностью пользуются зарубежные источники информации с платным контентом, например, Bloomberg. По словам Евгения Василенко, именно на зарубежных площадках он черпает свежие данные аналитики, анализа рынков, событий по категориям и локациям.
Для экономии времени и ознакомления с самой актуальной информацией в режиме “день в день” идеально работают тематические рассылки. Елена Маркова, основатель PR агентства SLASH Communications, начинает свой рабочий день с прочтения рассылок businessoffashion.com и voguebusiness.com. При этом в ее арсенале — сайты по digital маркетингу и ряд обязательных к прочтению блогов, которые помогают быть в курсе новых инструментов для работы с социальными сетями.
«Пиарщик должен быть в курсе того, что происходит и по ту сторону баррикад: в медиа, — считает Александр Нигматулин, CMO PRNEWS.IO, сервиса публикации статей в СМИ всего мира. — Для понимания, чем живут редакции, что будет с рынком, когда победит тик ток, достаточно подписаться на канал MediaMedia и тематические рассылки».
Александр рекомендует:
- Мы и Жо (Медиа и журналистика) от Александра Амзина;
- Медиаболь о проблемах медиа от Андрея Боборыкина;
- The Scope про разнообразие цифрового мира от Михаила Калашникова.
Некоторые участники исследования говорят о том, что перестали читать профильные онлайн-ресурсы — и в поиске вдохновения и новых решений перешли к смежным дисциплинам.
В частности, Ния Никель, Head of PR в последние годы отдает предпочтение не пособиям по маркетингу и новинкам в сфере public relations, а специализированной литературе по управлению проектами и дизайну. Также актуальными для пиарщика она называет книги “Кодекс бусидо”, “Искусство войны”, “Работа рулит” и “Не работайте с мудаками или что делать, если они вокруг вас”.
Самообразование, новые вызовы, борьба за аудиторию — все это объединяет специалистов по коммуникациям и маркетологов. Но не стоит забывать о том, что данные профессии относятся к одним из самых энергозатратных и подпадающих под риск профессионального выгорания.
Оксана Ковальчук, PR-менеджер в Фокстрот, рекомендует не забывать о вдохновении и перезагрузке. Для этого подойдет формат не только полезной, но и просто любимой книги, обучающий тренинг или встреча с коллегами за ужином, чтобы обменяться инсайтами в менее формальной обстановке.