Предыдущий анализ оплаты труда промоперсонала мы опубликовали в 2021 году. Тогда оценка охватывала динамику шести непростых лет, когда к уже привычному для Украины режиму турбулентности добавилась пандемия COVID-19. Но несмотря на все вызовы, мы продолжаем работать и держать руку на пульсе. Исследования оплаты труда промоперсонала делают рынок маркетинговых услуг прозрачным, конкуренцию — честной, а клиентские бюджеты — прогнозируемыми.
Промоперсонал — это сотрудники, которые занимаются продвижением товаров, услуг или брендов путем непосредственного взаимодействия с потенциальными клиентами. Они работают на различных мероприятиях, в торговых центрах, магазинах, выставках или просто на улицах, где проводят: дегустации продукции, раздачу рекламной продукции (листовки, пробники и т.д.), демонстрацию товаров, анкетирование или опрос, активации бренда (игры, розыгрыши, интерактивы). Цель промоперсонала — привлечь внимание, создать положительное впечатление о бренде и стимулировать продажи. Промоперсонал является частью BTL-маркетинга (Below The Line).

Исследование ставок промоперсонала 2025 года
Понятно, что расходы на оплату труда тесно связаны с общим состоянием рынка маркетинговых сервисов. Последние три года были чрезвычайно сложными для отрасли, поскольку полномасштабная война существенно изменила реальность. Подробнее об итогах и прогнозах рынка мы писали в январе, и наши эксперты отмечали дефицит кадров.
Все эти факторы — три года войны, сокращение активности клиентов, изменение бюджетов и поведения потребителей, специфика проведения акций и найма персонала — существенно повлияли на оплату труда.
Как всегда, исследование было сделано по четырем блокам: полевой персонал, кадры с дополнительными квалификациями, мерчандайзеры и супервайзеры.

Процентные изменения ставок
Блок 1. Промоутеры и консультанты
Промоутеры, которые работают на улицах, раздавая образцы продукции и листовки, зарабатывают 233-261 грн в час, а зимой — 265-296 грн, что почти в полтора раза превышает показатели 2021 года. Все суммы включают налоги в размере 58,4% к выплате «на руки».
Бренд-эксперты в магазинах получают 292-331 грн в час, а в заведениях HoReCa — 502-585 грн с учетом всех налогов. Консультанты в торговых сетях зарабатывают 295-341 грн, а персонал с особыми требованиями к внешности, образованию или навыкам — 426-467 грн в час, с учетом налогов.
В целом ставки промоутеров и консультантов выросли на 97-180%. Наименьшие изменения произошли в оплате консультантов кафе и ресторанов, а наибольшие — у консультантов в магазинах. Как и раньше, коэффициент высшей оплаты в праздничные и выходные дни составляет 1,5-2.

Ставки промо-персонала с учетом налогов
Блок 2. Специальный персонал
Сегмент «спецперсонала» включает парней и девушек с определенными актерскими навыками, которые работают аниматорами, моделями, тайными покупателями и т.д. Аниматоры получают на руки 843-962 грн в час, модели — 1502-1700 грн почасовой ставки, а тариф тайных покупателей составляет 330-341 грн с учетом налогов. Наибольшая динамика по сравнению с 2021 годом наблюдается у шоперов: их зарплата выросла почти вдвое с 2021 годом. Ставки моделей изменились на 80-90%, аниматоров — на 84-97%.

Ставки спецперсонала с учетом налогов
Блок 3. Мерчандайзеры
В отличие от промоутеров, мерчандайзеры получают ежемесячную оплату плюс бонусы за выполнение плана и соблюдение стандартов. Месячная зарплата составляет 25762-29576 грн в зависимости от региона и статуса магазина с учетом налогов. Вместе с бонусами это составляет 28551-34805 грн. Динамика роста оплаты в этом сегменте составляет 73-81%.
Блок 4. Супервайзеры
Супервайзеры занимают ключевую позицию в организации и контроле промоакций. Они координируют работу промо-персонала, обеспечивают соблюдение стандартов и быстро решают любые оперативные вопросы. Новейшие данные демонстрируют существенный рост их ставок, что свидетельствует о высоком спросе на их профессиональные навыки.
Супервайзеры без автомобиля
Специалисты, которые управляют ивентами без использования автомобиля, получают за пять часов рабочего дня, в среднем, учитывая налоги, от 3256 грн в регионах, до 3761 грн — в Киеве и Львове. За посещение торговых точек (также пять часов в день) ставки варьируются от 1573 до 3303 грн в зависимости от региона и количества магазинов.
Супервайзеры с автомобилем
Супервайзеры, которые работают с автомобилем, получают чуть более высокие ставки. За стандартный пятичасовой рабочий день на ивентах компенсация составляет от 3902 грн до 4454 грн с учетом налогов. Кроме того, управление промо-акциями в магазинах оплачивается в диапазоне от 2478 грн до 3994 грн, причем размер выплат зависит от региональной специфики и количества торговых точек.
В общем, динамика оплаты супервайзеров выросла на 110-180% по сравнению с 2021 годом. Стоит отметить, что эта категория является наиболее востребованной, и где ощущается существенная нехватка квалифицированных кадров.
Полный отчет ценового исследования ставок промоперсонала доступен только участникам ассоциации МАМИ и их клиентам.
Выводы
- Устойчивый прирост: Все категории промоперсонала демонстрируют постепенный, но устойчивый прирост минимальных, средних и максимальных ставок за периоды. Такая динамика свидетельствует о системных изменениях на рынке труда, связанных с инфляцией, дефицитом кадров, увеличением стоимости жизни. Как следствие, работодатели кардинально пересматривают политику оплаты труда для привлечения и удержания специалистов в сложных рыночных условиях.
- Адаптация бюджетов: Учитывая рост ставок, клиентам следует адаптировать бюджеты к реальным условиям.
- Рост спроса на специалистов: Существенное повышение ставок свидетельствует о высоком спросе на работников во всех категориях промоперсонала. Особенно это заметно в категории супервайзеров, которая является критической для организации работ и оптимизации процессов.
Эксперты прогнозируют, что 2025 год является годом краткосрочного планирования и осторожного оптимизма. Следуя этой стратегии, мы надеемся, что глобальные проблемы вскоре закончатся, а отрасль начнет осторожно внедрять оптимистичные сценарии.