Очень больно, когда уходят преданные сотрудники, на которых держался бизнес. К тому же их замена обходится компании очень дорого. Поэтому у многих владельцев и руководителей одна только мысль о том, что ключевой сотрудник уйдёт, вызывает ужас и замешательство. А для небольших компаний это вовсе критично: в них один человек закрывает сразу множество функций, уход может разрушить процессы в нескольких областях.
Но если мы боимся потерять сотрудников, то не можем ими управлять. В статье расскажу, как удержать ценные для компании кадры.
Почему деньги — не лучшая мотивация
Большинство руководителей не знают, что действительно ценно для сотрудников. Из-за этого не могут создать условия для того, чтобы подчинённые хотели продолжать работу в компании.
Часто я слышу, что ключевой фактор удержания сотрудников — это зарплата. Что достаточно только хорошо платить — и люди будут работать в компании долго. Но это полная чушь.
Топовые сотрудники сами прекрасно осознают свою ценность. Они понимают, что могут пойти в другую компанию, и, скорее всего, им будут платить даже больше. Поэтому деньги для них — далеко не главный источник мотивации.
Вот что поможет удержать ключевых сотрудников.
Способ № 1
Поддерживайте культуру взаимоотношений в компании
Для мощных и продуктивных сотрудников важно, чтобы корпоративная культура компании соответствовала их собственным представлениям о добре и зле. Такой специалист вряд ли захочет работать с деспотичным руководителем, который не интересуется мнением подчинённых, только требует и стучит кулаком по столу. Жёсткость уместна только в исключительных случаях, но есть управленцы, которые будто сделаны из бетона. И от них точно будут уходить ключевые сотрудники.
Корпоративная культура должна способствовать доверительной рабочей атмосфере. Ключевую роль должны играть вежливое отношение друг к другу, открытые коммуникации: рядовые сотрудники, руководители, топы и владельцы должны нормально общаться друг с другом. Важна возможность свободно задавать вопросы, ставить друг другу задачи. Руководитель должен заботиться о том, чтобы подчинённые знали, куда идёт компания, и получали ответы на свои вопросы. Это способствует вовлечённости людей.
Прокачивайте вовлечённость
Наверняка вы знаете историю об уборщике из компании по производству авиационной техники Boeing. Как-то репортёры спросили у него: «В чём состоит ваша работа?» и он ответил: «Я строю самолёты». Несмотря на то, что уборщик только выносил мусор и протирал полы, он участвовал в конструировании самолётов. Ведь если бы он не делал свою работу, коллеги не смогли бы ничего построить в помещениях, заваленных горами мусора. Уборщик — важная часть бизнес-процесса, его работа уважаемая. Её можно и нужно выполнять с достоинством.
И это правильная культура компании. Она будет способствовать тому, чтобы люди чувствовали себя ценными, важными и продолжали работать. Никто не захочет менять хорошую рабочую обстановку на сомнительную.
Способ № 2
Чётко показывайте людям будущее компании
Для толковых и амбициозных специалистов важен карьерный рост. Они хотят расти профессионально и расширять область ответственности. Если руководители говорят, что их планы — просто зарабатывать побольше, сильные люди не захотят с ними работать. Всё потому, что у них нет планов и стратегии: если лидеры сами не видят будущее бизнеса, значит, его не увидят и сотрудники.
Даже если компания сейчас очень маленькая, в ней должны быть реальные планы по расширению. Руководители должны сообщать, какие шаги сделаны, давать оценку, успешны они или нет. Если нужно, корректировать текущие планы и разрабатывать новые.
Итог
Обязанность каждого предпринимателя, который хочет удерживать классных специалистов, — разрабатывать стратегию и доносить её до людей на понятном им языке.
И кроме того, нужно общаться с сотрудниками. Раз в полгода директора подразделений моей компании проводят интервью, где обсуждают карьерный рост специалистов. Например, как специалисту стать руководителем или управленцу расширить область ответственности. Какое обучение для этого завершить, какие результаты показать.
Это поможет вам добиться того, чтобы люди работали у вас долго и плодотворно. Вы сможете использовать это как драйвер для роста вашего бизнеса. Но не рассчитывайте, что сотрудники будут работать у вас вечно. Есть много обстоятельств, которые находятся за рамками вашего контроля: люди женятся, переезжают, полностью меняют сферу деятельности.