Украинский рынок цифровых технологий динамично развивается, однако на его пути стоит ряд проблем.
Что сегодня мешает IT-сфере развиваться
На сегодняшний день, по официальным оценкам, оборот капитала в IT-области составляет около 9 миллиардов долларов, плюс значительная часть средств находится «в тени». Наш рынок цифровых технологий, как и практически все отрасли мировой экономики, пострадал от эпидемии коронавируса, но благодаря своей гибкости может восстановиться гораздо быстрее. Однако, помимо объективных негативных факторов, таких как приостановка и отмена контрактов, вызванных распространением COVID-19 и общим спадом производства, значительное влияние оказывают и субъективные. Такие как, например, несовершенное законодательство, вмешательство в работу компаний правоохранительных органов, давление со стороны крупных финансово-олигархических групп и т. д.
Кроме того, действующий КЗОТ не удовлетворяет ни работников, ни работодателей. В нём напрочь отсутствуют определения «стартап», «соглашения о непереманивании сотрудников», «договора о неразглашении информации» и так далее. А это – базовые вещи, на основе которых данная отрасль развивается во всем цивилизованном мире уже 25 лет.
Если сейчас создать условия для честного и комфортного рынка, и дать гарантии его сохранения, можно добиться значительной детенизации отрасли и роста чистого оборота в ней до 20 млрд долларов, т. е. более чем в два раза, причём в течение первых же шести месяцев.
Самостоятельно победить действующую систему, доставшуюся нам в наследство еще от советской эпохи, нельзя. Чтобы эффективно защищаться от давления «силовиков», равноправно участвовать в процессе разработки законодательства, иметь больший вес при обсуждении текущих вопросов с представителями государства, предлагать свои проекты, внедрять инициативы по налогообложению, нужно объединяться в эффективные сообщества, профессиональные кластеры.
Пробить стеклянный потолок
Недавно Министерство цифровой трансформации Украины, после нескольких месяцев консультаций с представителями IT-сообщества, презентовало проект Дія City. Инициатива предлагает комплексную реформу цифровой индустрии. Её задача – создание комфортного климата для ведения айти-бизнеса, научно-исследовательской деятельности и развития креативных индустрий. Модель представляет собой свободную экономическую зону, только не в географической плоскости, а для отдельной предпринимательской сферы. В случае ее реализации в том формате, в котором она задумана, реформа будет содействовать украинским и зарубежным компаниям в создании на территории нашей страны как продуктовых цифровых компаний и научных центров, так и ряда субъектов сопутствующей креативной индустрии, тех же диджитал-дизайнеров, онлайн-маркетологов, разработчиков игр, веб-медиа и т.п. Для IT-компаний, технологических стартапов, R&D-центров вводится упрощенное налоговое законодательство, третейские суды, специальные валютные правила (что немаловажно, т. к. расчеты в данной отрасли, ориентированной в основном на иностранного заказчика, как вы понимаете, ведутся не в национальных денежных единицах). В Дія City предусмотрено всего три типа налогов: налог на выведенный капитал в размере 10%, налог на доходы физических лиц – 5% (столько же, сколько платят ФОПы) и наименьший ЕСВ – 22% от минимальной заработной платы. Никаких других налогов не предусмотрено. Налога на прибыль не будет вовсе. Подобная модель исключает возможность вымогательств взяток со стороны фискалов.
В качестве предохранителя от присоединения к проекту «левых контор», – фиктивных компаний, не ведущих реальной цифровой деятельности, предлагается установить минимальный порог на количество сотрудников и их зарплаты (точные цифры ещё обсуждаются).
Уверенность в защищенности инвестиций позволит развивать международный венчурный бизнес. Пожалуй, сегодня только он позволяет государствам с «догоняющей экономикой» приблизиться в обозримом будущем по доходам на душу населения к развитым странам. Ну, или внезапно найденная золотая жила, или нефтяное месторождение. Что, конечно, очень хорошо, но менее вероятно.
Во время поездок заграницу и встреч с местными предпринимателями, я часто слышу от них нарекания на политическую нестабильность в Украине и отсутствие гарантий безопасности для ведения бизнеса. В инициативу Дія City вшит запрет на изменение законодательства в вопросах её функционирования в течение 15 лет. В целом проект Дія City – сборка лучших практик западного мира. В нём предусмотрен собственный арбитраж, разработаны типовые договоры для найма на работу, заключения контрактов между резидентами и т. д.
Стартапы смогут структурироваться в Украине, а не в оффшорах. Они также получат возможность стать резидентом Дія City и получить налоговые льготы, а кроме того, и вливания от иностранных инвесторов, которые перестанут считать нашу страну слишком рискованной для вкладов.
Остановить утечку мозгов
На сегодняшний день мировой рынок IT-специалистов испытывает серьёзный дефицит сотрудников, в том числе в развитых богатых странах. Именно поэтому у нас, в Индии, в России и т. п. так много компаний-аутсорсеров, которые работают на иностранных заказчиков. При этом наши программисты признаны на мировой арене высочайшими профессионалами. Уровень образования наших специалистов довольно высок в силу исторически сложившейся в Украине качественной школы программирования, поэтому устроиться в иностранные компании для них не проблема. Дія City никак не ограничит кодеров в стремлении переехать заграницу. Но добавит мотивации работать на тех же выгодных условиях, только на родине.
Украина как цифровое государство и международный IT-хаб
Украина имеет все шансы стать IT-центром Восточной и Центральной Европы. Наши компании не хуже белорусских, создавших завоевавшие огромную популярность аркадные шутеры «Мир танков», «Мир самолетов», «Мир кораблей» и др. Тем более, что часть этих программистов переехала к нам в связи с политическими событиями, происходящими сейчас на их родине.
В данный момент нашему государству катастрофически не хватает компьютеризации. Многие рутинные, бюрократические вещи, на которые уходит множество времени и сил, уже в ближайшее время могли бы быть цифровизированы. Например, недавно у нас проходили выборы. Введение электронного голосования позволило бы существенно сэкономить расходы, за счет снижения количества бюллетеней, комиссий, участков и т. д. Подобные системы уже успешно реализованы в Эстонии, Нидерландах, частично в США, Канаде, Франции и других странах. Кроме того, развитие цифровых технологий позволило бы заметно повысить уровень отечественного образования во многих сферах, не только связанных с IT.
Мы уже 20 лет живем в XXI веке де-факто, необходимо как можно быстрее переселяться в него и в технологическом плане. Первым шагом к этому, несомненно, должны стать модернизация отечественного законодательства до современных реалий и создание оптимальных условий для развития цифровой сферы.