В июне в Россию завезли очередную партию смартфонов Samsung. Смартфоны не включались, так как были предназначены для продажи в других странах. Это — только один пример проблем, вызванных параллельным импортом, то есть ввозом товаров без разрешения владельца торговой марки. О том, почему параллельный импорт не может стать заменой полноценному, рассказываем в статье.
Что такое параллельный импорт
За последние пять месяцев Россию, развязавшую войну против Украины, покинули десятки топовых брендов. Чтобы компенсировать страдающему населению отсутствие iPhone, Adidas и BMW, в стране приняли постановление о параллельном импорте. Это значит, что продавцы могут завозить товары в страну без разрешения правообладателя.
При полноценном импорте компания-производитель продает продукцию официальным дистрибьюторам в разных странах, а те — розничным продавцам. Но, когда бренд выходит из страны, официальные дистрибьюторы из этой цепочки выпадают. В результате ритейлеры вынуждены покупать товары у небольших зарубежных компаний.
В список, который российское правительство одобрило для параллельного импорта, вошли сотни товаров популярных брендов из разных категорий, от автомобилей и техники до одежды и косметики: Tesla и Apple, Samsung и Microsoft, PlayStation и Electrolux, Vichy и Prada.
В чем проблемы с параллельным импортом
Разрешить параллельный импорт было просто. Гораздо сложнее оказалось реализовать механизм на практике.
Сложные схемы поставок и высокие цены
Во-первых, схема параллельного импорта не позволяет ввозить большие объемы товаров: в отсутствие официального дистрибьютора в России их покупают у зарубежных дилеров небольшими партиями. Во-вторых, меняется логистика: товары завозят не напрямую, а через соседние страны (Беларусь, Киргизия, Армения, Казахстан, Китай). Все это существенно влияет на стоимость продукции: по словам экспертов, она может подорожать на 20-50 процентов. В-третьих, ряд товаров купить по новой схеме вообще невозможно.
Последний пункт касается автомобилей. Хотя параллельный импорт распространяется на большинство известных брендов, от Chevrolet до BMW, ввозить их в Россию практически перестали: в июне продажи новых машин упали на 82 процента по сравнению с прошлым годом.
Для юридических лиц не решены бюрократические вопросы с таможней, сертификацией, обслуживанием, говорят в ассоциации «Российские автомобильные дилеры». Поэтому пока единичные авто завозят только физлица.
То же относится к комплектующим для машин, поставки которых по параллельному импорту наладить не удалось. В итоге в июне на российский рынок вышел новый, слегка упрощенный, автомобиль Lada Granta Classic. В нем не хватает всего лишь подушек безопасности, противоугонной технологии и безопасной тормозной системы.
«Поездят и без подушки безопасности какое-то время», — заявили в российском правительстве.
Аналогичные проблемы — с бумагой и типографской краской. Дефицит вызвал проблемы с этикетками и упаковкой товаров, из-за чего, например, стоимость этикеток для пивных бутылок выросла на 40-50 процентов, для бутылок с крепким алкоголем — на 25-35. А упаковки многих товаров стали выглядеть чересчур минималистично. Так, в открывшейся вместо McDonald’s сети фастфуда «Вкусно и точка» картошка фри была упакована в обычный белый картон.
looks like the burger-and-fries packaging at Tasty And That’s It (the company taking over McDonald’s restaurants in Russia) is still a work in progress. (source: https://t.co/S5WqeVgjpT) pic.twitter.com/JUQto7Nd7L
— Mike Eckel (@Mike_Eckel) June 12, 2022
В России такие проблемы решают просто: если чего-то не хватает — значит, народу это не нужно. Представители бизнеса просят правительство разрешить этикетки меньшего размера, чтобы экономить бумагу и краску. А власти рассказывают населению: выяснилось, что белая бумага вредна для глаз. Удивительно, как это открытие совпало с прекращением поставок из Финляндии хлората натрия, которым отбеливают целлюлозу при производстве бумаги.
Но даже если поставки бумаги и краски удастся наладить, то могут возникнуть проблемы с печатью. Детали для печатного оборудования в список для параллельного импорта не попали, поэтому обслуживать и ремонтировать типографские машины оказалось невозможно.
А некоторые бренды отказываются доставлять в Россию товары по сложной схеме. Так, британская косметическая сеть Lush не смогла организовать поставки даже по параллельному импорту, поэтому собирается окончательно выйти с российского рынка.
Ввоз контрафакта
Даже та продукция, которую удается ввезти, может оказаться подделкой. Под видом параллельного импорта станет намного легче ввозить контрафакт. Причем превентивные меры борьбы с этой проблемой не предусмотрены. Так, руководство популярного российского маркетплейса Wildberries объясняет, что один и тот же продавец может торговать продукцией от разных поставщиков. И хотя у него должны быть все документы, подтверждающие права на продажу, их проверяют только в случае жалоб владельца торговой марки или покупателей.
И если при покупке поддельных кроссовок или сумки покупатели рискуют только деньгами, то другие товары могут напрямую угрожать здоровью. В Ассоциации европейского бизнеса заявляют: ввоз лекарств по схеме параллельного импорта означает ослабление контроля за всей цепочкой поставок, а значит — за качеством препаратов.
То же касается косметики, парфюмерии и бытовой химии. Даже если их будут ввозить по параллельному импорту, а не контрафактом, отследить соблюдение жестких требований за безопасной перевозкой и хранением никто не сможет.
Отсутствие гарантийного обслуживания
Закон о защите прав потребителей обязывает производителя обеспечивать ремонт и техобслуживание товара. Но что, если на территории России нет официального представителя бренда? Или в страну ввезены товары, которые вообще не предназначены для продажи на этом рынке? В первую очередь, это касается электроники, бытовой техники и машиностроительной продукции.
В июне эту проблему уже ощутили на себе российские покупатели смартфонов Samsung. Телефоны из партии, доставленной по схеме параллельного импорта, просто не включались: производитель предусмотрел, что активировать их можно только в тех странах, для продажи в которых они предназначены.
Обычно производители техники локализуют ее для разных рынков, подстраиваясь под местные законы и потребности пользователей. Например, определенные частоты оператора или требования к энергоэффективности. Когда в страну поступает «чужой» товар, это влечет проблемы и с использованием, и с ремонтом.
Без поддержки производителей официальные сервисные центры перестают работать, а в неавторизованных центрах на телефоны и ноутбуки ставят комплектующие непонятного происхождения. В перспективе все это может повлечь проблемы с мобильной связью в РФ, считают в Ассоциации европейского бизнеса.
Еще серьезнее могут быть последствия «параллельного» ввоза сельскохозяйственной, дорожно-строительной и специальной техники. Никто не сможет контролировать ее эксплуатацию, обслуживать и ремонтировать. Это грозит серьезными поломками и несчастными случаями, предупреждают специалисты.
Глобальные негативные последствия для экономики
Дефицит, дороговизну и проблемы с обслуживанием простые российские потребители ощущают уже сейчас. Но это — только вершина айсберга. В Ассоциации европейского бизнеса говорят, что легализация параллельного импорта негативно скажется на социально-экономическом развитии России в долгосрочной перспективе. Снизятся инвестиции в экономику, объемы товаров, а значит — привлекательность российского рынка в целом.
По прогнозам, только до конца 2022 года российская экономика может упасть на 12-15 процентов.
«Если санкции останутся такими, какие они есть, разрыв между экономикой России и остального мира будет только увеличиваться, — говорит один из основателей консалтинговой группы Macro-Advisory Крис Уифер. — Россияне будут ездить на «Ладе», а люди на Западе будут сидеть в беспилотных автомобилях».