Роман Шинкаренко — диджитал-маркетолог с более чем 10-летним опытом. В диджитал-маркетинг мигрировал из сферы FMCG, успев поработать и на стороне клиента, и на стороне агентства, а также занимаясь продвижением мобильных игр на международных рынках. Сейчас у Романа свой бизнес по запуску и продвижению товаров на Amazon. Совмещая роль диджитал-маркетолога с ролью владельца бизнеса, Роман оглядывается назад на свой карьерный путь и делится советами с теми, кто только планирует стать диджитал-маркетологом. Читайте в интервью с Романом Шинкаренко о том, насколько востребована профессия диджитал-маркетолога сейчас, сколько можно заработать в этой сфере и почему диджитал-маркетолог должен быть хорошим менеджером.
Роман, расскажите, как вы пришли в диджитал-маркетинг?
Изначально я работал в FMCG. Но в определенный момент своей жизни решил сменить сферу деятельности и занялся онлайн-продвижением интернет-магазина моего приятеля. Включил boost-режим и получил все необходимые сертификаты для работы в диджитал-маркетинге: Google Analytics, Google Adwords и другие.
Хорошую базу знаний и навыков я получил в диджитал-агентстве, в котором работал после этого. А потом я попал в компанию Wargaming, где занимался продвижением мобильных игр на международных рынках.
В итоге я ушел в свободное плавание, создал свой бизнес по запуску и продвижению товаров на «Амазоне». То есть, по сути, сейчас я одновременно и владелец бизнеса и диджитал-маркетолог, так как именно на мне заточено продвижение товаров на маркетплейсе.
То есть, уже на самом старте карьеры у вас была лидерская закваска «не разговаривать, а делать»?
Я бы не сказал, что это лидерская закваска, но «больше делать и меньше говорить» заложено во мне родителями с раннего возраста. Именно поэтому у меня одна из татуировок — это надпись «Acta Non Verba», что в переводе с латыни означает «делай, а не говори» либо «меньше говори, больше делай».
А какими были ваши первые деньги? Не в диджитал, а вообще в жизни?
Первые свои деньги я заработал в 11 лет, когда втихую от родителей продавал всякие безделушки по типу попрыгунчиков возле Киевского зоопарка. Я получал % от реализованного товара, так что уже тогда понимал: чем лучше ты покажешь продукт, расскажешь о нем покупателю и заинтересуешь его, тем больше заработаешь денег. Применяю этот метод по сей день.
Что послужило толчком сменить сферу FMCG на сферу диджитал?
Первое и самое главное — ниша FMCG меня напрягала. В моральном плане. Каждый день, как на рынке, честное слово. Все эти йогурты, детское питание меня утомляли. В один момент словил себя на вопросе: «что, опять?!» Когда этот вопрос стал возникать все чаще, я решил сменить сферу деятельности. Причем изначально меня вообще тянуло в IT, я даже учил программирование. Но мой приятель попросил помочь ему с интернет-магазином, даже несмотря на то, что опыта в диджитал-маркетинге у меня не было. И еще во время работы с приятелем меня заинтересовала тема работы с Amazon. Не буду расписывать тут лавстори, это неправда. Мне просто стало интересно, что это за тема такая, так что переход случился спонтанно.
И тем не менее, за время работы в диджитал-маркетинге — как агентском, так и в качестве инхаус-эксперта, — у вас наверняка собралось несколько удачных кейсов. Расскажите о самом запоминающимся кейсе.
Самый запоминающийся кейс — перезапуск ТМ «Хомка» после смены айдентики. В то время я руководил отделом трейд-маркетинга, который отвечал за маркетинг-активности бренда в торговых точках, а именно: согласование локальных активностей для региональных менеджеров, разработка национальных промо, разработка и дистрибуция POS-материалов, коммуникация и координация отдела продаж по всем маркетинговым активностям, управление бюджетом.
Маркетинг, трейд-маркетинг и продажи всегда работали сообща, так как при запуске и перезапуске продуктов все активности должны быть согласованы и товар расставлен на полках. Ведь если будет реклама на ТВ, потом в магазине товар потеряется на фоне конкурентов, это будет не хорошо, мягко говоря. И это я молчу о том, если товара нет на полках.
Соответсвенно, у нас был календарь по маркетинговым и трейд-маркетинговым активностям, который был согласован между всеми командами по таймингам, включая отдел продаж, который знал, что к такой-то дате у них должны быть выставлены товары в таких-то сетях, с такой-то долей полки, так-то забрендированы, установлены фирменные стеллажи и прочие материалы + покрыты все регионы страны.
В результате слаженной работы отделов, продажи ТМ «Хомка» за год выросли более чем в два раза, по сравнению с годом ранее. Помимо этого, мы увеличили национальную представленность в торговых сетях и розничных магазинах, включая регионы страны, где ТМ «Хомка» не была представлена ранее. Также мы расширили долю полки в магазинах и добавили несколько тысяч дополнительных мест посредством расстановки брендированных стеллажей, полок и прочих POS-материалов. И к тому же айдентика ТМ «Хомка» после перезапуска в 2014 году до сих пор остается прежней и узнаваемой.
Насколько востребована профессия диджитал-маркетолога сейчас? И сколько в диджитал-маркетинге можно заработать?
Профессия диджитал-маркетолога очень востребована не только в Украине, но и во всем мире. Потому что с каждым днем все большее количество продаж/покупок осуществляется в интернете. А с учетом ситуации с COVID-19 этот тренд еще больше усилился. Диджитал-маркетолог может работать удаленно из любой точки мира, в любой компании, в любой стране, если, конечно, свободно владеет английским языком и имеет необходимый опыт работы.
Согласно данным портала Indeed, диджитал-маркетолог в США зарабатывает в среднем $61 321 в год, то есть примерно $5 110 в месяц. В то время как портал Glassdoor отмечает среднюю зарплату диджитал-маркетолога в размере $123 899 в год, то есть примерно $10 324 в месяц.
В Украине зарплаты диджитал-маркетологов ниже. По данным Work.ua, средняя зарплата диджитал-менеджера (или интернет-маркетолога, в вакансиях по-разному называют эту позицию) в Киеве составляет 25 000 грн. А согласно исследованию Serpstat, интернет-маркетолог в Киеве зарабатывает в среднем $990, что примерно равняется 28 000 грн.
Но набор навыков для диджитал-маркетолога одинаковый в любой стране, так что вы можете попытаться устроиться удаленным специалистом в зарубежную компанию. И, конечно, чем больше у вас опыта и крутых кейсов — тем выше шансы, что и в Украине зарплата у вас будет достаточно высокая.
А почему тогда вы решили уйти в свободное плавание и начать свой бизнес? Чем именно вас привлек Amazon и сколько там можно заработать?
С Amazon я начал работать пять лет назад. Он привлек, прежде всего, своим масштабом. Тем, что это работа на самом богатом рынке США с возможностью продавать свой товар и в другие страны: Великобританию, Японию, Австралию и другие. Что касается заработка, то здесь потолка нет: миллион, десять, сто, миллиард — все зависит от того, как вы вкладываетесь в свой продукт.
Вы в начале сказали, что сейчас совмещаете роль владельца бизнеса и диджитал-маркетолога. То есть, помимо хард скилов, которыми должен обладать диджитал-маркетолог, он еще и должен быть хорошим менеджером?
Да. Помимо того, что диджитал-маркетолог базово должен разбираться в типах рекламных кампаний и уметь самостоятельно настроить рекламную кампанию в кабинете Facebook Ads или Google Ads, рассчитывать необходимый для продвижения бюджет, он также должен знать, какие специалисты нужны ему в команде, как работают агентства и так далее.
Диджитал-маркетолог необязательно продвигает продукты или услуги своими руками. Он может руководить отделом, где отдельные специалисты занимаются непосредственно Facebook-, Google- и Amazon-рекламой, другие занимаются SEO, где также работают пиарщики, креативщики, SMMщики и так далее. Иногда под диджитал-задачи компании нанимают агентство, которое подчиняется штатному диджитал-маркетологу.
Конечно, в самом начале своего профессионального пути диджитал-маркетолог всему этому учится сам и занимается этим сам, чтобы получить опыт и отточить свое мастерство.
Поэтому да, диджитал-маркетолог должен быть и хорошим менеджером: уметь выстроить эффективную работу как собственной инхаус-команды, так и команды агентства-подрядчика, которое подчиняется ему, если он работает на стороне клиента.
А какой вы менеджер?
Я — ментор. Стремлюсь обучить сотрудников всему, чему нужно, и корректировать в процессе. Все задачи максимально делегирую и отпускаю. Проверяю выполнение раз в месяц выборочно, чтобы понимать, что у сотрудника нет проблем и не падает продуктивность. Раз в неделю проходимся по выполненным задачам, а по тем задачам, которые нужно закрыть, обсуждаем с командой, как я могу помочь и какие ресурсы нужны, чтобы работать еще эффективнее. Покупаем различные тренинги сотрудникам по типу курсы по РРС, SMM, SEO и прочее.
Наверное, в данный момент это достаточно стандартно, особенно для диджитала, но все же могу рассказать о своей текущей команде. У меня всего 5 сотрудников в штате, включая меня и бизнес-партнера (читай жену :)) Остальные сотрудники на фрилансе, но когда есть задача, то мы ее закрываем с сегодня на завтра. То есть ребята настолько хорошо уже знают проект и у нас настолько выстроены отношения, что даже фрилансеры практически в штате. Дизайнер может за ночь сделать задачу, если срочно, программист в принципе ночью работает: днем мы ставим ему задачи, к утру следующего дня они уже готовы. Фотограф, он же видеооператор, также быстр подключается (тут зависит только от того, чтобы студия была свободна в нужный день).
Со всеми ребятами у нас открытые отношения. Мы с женой — не самые жесткие руководители, мы больше про обучение и доверие. Больше делегируем и отпускаем, фокусируемся на стратегических задачах, а команда — на тактических, то есть на реализации стратегии. Перед делегированием обязательно обучим, чему нужно, и ответим на все вопросы. Записываем видео почти по каждой задаче, чтобы человек мог пересмотреть, если нужно. Регулярно проводим видеозвонки и встречаемся всей командой раз в квартал.
В общем, у нас такая себе сборная солянка на удаленке, которую мы коучим и которой делегируем задачи. Суть в том, чтобы была мобильная команда, с которой можно построить бизнес из любой точки мира.
Насколько работа с Amazon трудозатратна, у вас есть свои лайфхаки тайм-менеджмента?
Бизнес на Amazon такой же, как и любой другой бизнес. Все зависит от того, сколько времени вы готовы в него инвестировать. Это не пассивный доход. Это не час в день. Это не 4 часа в неделю. Это стабильно минимум 8 часов в день и, скорее всего, 6 дней в неделю.
Сначала мы с командой работали по 10-12 часов каждый день, практически без выходных. Но нас, простите, пёрло. Нам нравилось, потому что мы видели результат. Мы все время учились чему-то новому, поэтому решили продолжать.
Конечно, непосредственно на время работы влияет и количество продуктов на запуске. Больше продуктов — дольше рабочий день. Однако когда процессы налажены, рекламные кампании настроены и когда у вас внимательная команда, которая и менеджерит все эти процессы, тогда на это будет уходить меньше времени. Но все равно это около 4-5 часов в день.
По поводу тайм-менеджмента: нет смысла повторять то, что написано во всех модных книгах. С детьми поможет няня, с уборкой — наемный персонал. То есть, банальное делегирование.
Вы упомянули про команду. Вот представьте: вам пишет «зеленый» молодой человек, без опыта в диджитал-маркетинге. Возьмете его в помощники?
Здесь важны два момента: бэкграунд и настрой. Опыт может быть даже не в диджитал, это тоже может оказаться ценным. А настрой определяет, что человек покажет через месяц, квартал, через год. То есть, я могу взять «зеленого» на работу, но у него должно быть хотя бы минимальное понимание математики, базового софта по типу Excel, социальных медиа и вообще понимание релевантного контента. Более того, если человек имеет нужные нам хард скилы, но не имеет опыта в интернет-маркетинге, мы все равно возьмем его на работу.
У нас в команде, кстати, есть такая девочка: пришла два месяца назад, но все схватывает на лету и уже за такое недолгое время делает объем работы, сопоставимый с объемом работы специалистов с опытом от полутора лет.
А как джуну искать работу в диджитал-маркетинге, если повсюду требуется мидлы с опытом?
Так же, как и упомянутым мидлам. Как минимум, разместить свои резюме на украинском и английском языках на профильных площадках, а не ждать, что их сами найдут. Спрос в лоб не бьет — ищущий да обрящет. Фокус и настойчивость зарешает.
Закончим советами для тех, кто планирует войти в индустрию диджитал-маркетинга. Какие курсы/знания/навыки вы бы посоветовали пройти/развивать человеку, у которого максимум базовое понятие диджитал-среды?
Первый и самый главный совет — не лениться и изучать абсолютно все, что попадается под руку про диджитал-маркетинг. Проходить бесплатные курсы от Google, Facebook, Amazon и получать их сертификаты. Посещать тренинги, которые предлагает компания, где вы будете работать. Материала очень много, но база, которая обязательно нужна, чтобы разбираться в профессии.
Не менее важно эти знания потом использовать. Потому как вы не понимаете, с чем работаете, эффективно это делать не получится, даже если вы суперкрутой менеджер.
Знание английского языка — must-have в сфере диджитал-маркетинга. И здесь речь не об английском со словарем, а о владении языком на уровне хотя бы Intermediate, а лучше — Upper-Intermediate и выше. Это открывает вам возможности работать в международных компаниях. К тому же очень много информации об индустрии — на английском, а диджитал-маркетологу нужно следить за всеми новостями и трендами диджитал-маркетинга. Эта сфера постоянно развивается, здесь происходит что-то новое буквально каждый день. Поэтому советую читать хорошие новостные ресурсы типа Martech.org, SearchEngineLand и так далее.