Мировая туриндустрия уже второй год сосуществует с пандемией COVID-19, и за это время научилась создавать продукт, который позволяет отдыхать активно и безопасно. Впрочем, изменения, вызванные этим кризисом, значительно глубже и совсем не ограничиваются обновлением стандартов социальной дистанции или дезинфекции. Туристическая индустрия реагирует на более существенные изменения в поведении людей и большинство тенденций развития отрасли связано с диджитализацией и новой мобильностью.
Борьба за внимание и интернет вещей
Если смартфон уже стал и рабочим инструментом и центром развлечений, то теперь конкуренция происходит внутри устройства. Фактически, туристические организации должны бороться за внимание наряду с социальными сетями, играми, рабочими чатами и другими приложениями.
К примеру, украинские туроператоры начали активно создавать собственные приложения, что позволяет пользователям находить необходимые им продукты, бронировать туры, хранить все необходимые документы, фиксировать историю путешествий и искать новые предложения в соответствии с собственными потребностями.
Во время путешествия туристы также обычно не выпускают мобильное устройство из рук: здесь и камера, и карты, и возможность рассчитаться благодаря бесконтактным платежам. Так почему бы не прибавить сюда полезные функции самого места отдыха? Один из актуальных трендов туриндустрии – развитие интернета вещей. Если раньше речь шла об «умном доме», то теперь об «умном отеле».
Работает это так: туристы загружают приложение, позволяющее управлять кондиционированием, системой отопления, освещением, а также бронировать время в spa, бассейне, спортзале или даже заказывать питание в номер. Кроме того, что это удобно туристам, это также отвечает актуальному запросу на уменьшение необязательных социальных контактов.
Открытие своей страны и экология
До начала пандемии критика туристической отрасли часто базировалась на негативном влиянии на окружающую среду, а наиболее радикальные активисты призывали полностью прекратить путешествия. Однако когда это произошло, то быстро стало очевидным, что такое положение дел почти никого не устраивает.
И все же вопросы экологического отдыха приобретают актуальность, и туристической индустрии необходимо отвечать на это современными предложениями. И они уже появляются: от диджитал-инструментов, позволяющих исследовать углеродный след своего отпуска, до более сложных продуктов, объединяющих отдых с волонтерской деятельностью.
Среди вариантов экологического подхода – отдых в своей стране. Из-за меньшего расстояния путешествия влияние на окружающую среду сокращается, а вот преимущества национальной экономики растут — средства остаются внутри страны и способствуют развитию инфраструктуры.
Во время пандемии, когда границы были закрыты, некоторые страны даже выдавали сертификаты для отдыха, чтобы поддержать туристическую отрасль. В Украине такая возможность тоже обсуждалась: еще весной Министерство развития экономики, торговли и сельского хозяйства предлагало предоставить из бюджета 200 млн. грн на туристические сертификаты для определенных категорий граждан, но потом эта идея исчезла из инфопространства.
Там, где похожие проекты все же были реализованы, тренд на внутренний туризм сохраняется и позволяет балансировать на случай будущего закрытия границы, которое все еще остается угрозой, пока пандемия не завершилась.
Метавселенные и спрос на реальность
Одним из последствий пандемии стала более скорая виртуализация. Рабочие встречи и отдых для многих полностью переместились онлайн. В настоящее время технологические гиганты стали говорить о полноценных виртуальных пространствах — метавселенной. Угрожает ли это туризму в классическом понимании? Скорее наоборот.
Как демонстрируют запросы в поисковых системах и результаты продаж туров — чем больше людей пытаются оставить в запертых зданиях, тем сильнее они стремятся уйти оттуда. Фактически, агрессивное проникновение диджитала приводит к контрспросу на реальный опыт.
Однако технологические изменения все же будут иметь последствия. Особенно это касается молодого поколения, для которого цифровые продукты являются не отдельной вселенной, а гибридной частью повседневности. Именно поэтому мировые туристические компании чаще всего инвестируют в проекты дополненной реальности. В отличие от полной виртуальности здесь реальный опыт дополняется цифровым.
Мы уже начинаем привыкать к информативным проектам, когда достаточно навести смартфон, например, на историческое сооружение, чтобы получить полную информацию о нем. Популярность приобретают и идеи «цифровой реконструкции», когда нынешние руины с помощью того же смартфона предстают в своем первозданном виде.
Однако кажется, что геймификация на этом не остановится, и мы получим больше развлекательных проектов. Вспомните актуальную несколько лет назад игру Pokémon Go, которая превращала город в площадку для виртуальной охоты. Представьте, что к чему-то похожему прилагается механика исследования незнакомого города. Тогда обычная экскурсия превратится в более эмоциональный опыт. Вполне возможно, что в последующие годы нас ждут именно такие инициативы.
В общем туризм после практики локдаунов становится более ответственным и технологичным. Решения, которые ранее обсуждались исключительно в долгосрочной перспективе, теперь интенсивно внедряются и становятся новой нормой для путешествий.