Раскрутка бренда с выходом в лидеры мирового рынка (или хотя бы регионального, тоже неплохо) требует приложения огромного количества сил и средств в течение долгого времени. И после достижения вершины, когда марка уже стала известной и на нее равняются остальные, для поддержания реноме тоже надо постоянно прилагать усилия. Но это окупается во всех отношениях, начиная от морального удовлетворения и политическим капиталом и заканчивая денежными потоками в графе «Доходы» годового бухгалтерского баланса.
Основных причин, по которым эти потоки становятся полноводными, две. Если выразить их простым языком, то, во-первых, люди намного чаще берут продукцию раскрученного бренда, чем изделия прочих, намного менее популярных компаний. И во-вторых, они готовы отдать за нее больше денег, чем просят в среднем по рынку. Последний фактор называется ценовая премия (ЦП). Официальное определение звучит несколько иначе, хотя смысл его аналогичный. Ценовая премия — это прибавка к стоимости, которую покупатели готовы платить за то, чтобы приобрести товары именно этого всемирно известного бренда.
Формула расчета
При необходимости количественного выражения данной величины для проведения вычислений можно воспользоваться другим определением. ЦП представляет собой долю стоимости в процентах, на которую цена товара раскрученного бренда превышает среднерыночную. (Правильнее было бы говорить — «превышает цену-ориентир», которая высчитывается по отношению к одному или нескольким главным конкурентам).
Формула расчета ценовой премии несложная:
ЦП = (ЦМ – ЦО)/ЦО
Где:
- ЦП — ценовая премия.
- ЦМ — стоимость марочного товара, для которого рассчитывается ЦП.
- ЦО — ориентировочная цена на этот же товар.
Ценовая премия по услугам рассчитывается аналогичным образом.
Обижены ли покупатели?
Казалось бы, более высокая стоимость товара хоть самого лучшего на свете бренда — это в конечном итоге все равно изъятие лишних денег из кошельков потребителей. А такого никто не любит. Но тонкость ситуации в том, что, по большому счету, ЦП напрямую связана с уникальным торговым предложением. Бренд выходит в лидеры в первую очередь потому, что его товары имеют какое-либо важное преимущество над продукцией конкурентов. Это может быть постоянно высокое качество, надежность и долговечность, широкий ассортимент, лучшая функциональность, превосходные технические характеристики и т.п.
Покупая товар популярной марки, человек думает не только о престиже (хотя и это тоже имеет место, приятно услышать от соседа что-то вроде: «Ух ты, у тебя Bocsh!»). Люди не глупые, они знают английскую пословицу: «Я не настолько богат, чтобы покупать дешевые вещи». Да, в магазине за ту же дрель Bocsh придется заплатить заметно дороже. Но она будет работать долго и без проблем, так что переплата вернется экономией на ремонтах. И это, не считая удовольствия от быстрой, легкой и эффективной работы хорошим инструментом, отсутствия поломок в самый неподходящий момент («Взял, называется, отгул — карнизы повесить, а тут как назло дрель заискрила!») и прочих важных факторов. Так что ЦП оправдана с точки зрения не только производителя, но и покупателя.
Критерии для определения ценовой премии
Назначение ЦП — это один из элементов маркетинговой стратегии компании. Очень важно правильно определить ее величину, а потом все время держать ситуацию под контролем, чтобы вовремя ее корректировать. В значительной степени на нее влияют изменения в соотношении спроса и предложения, такие как дефицит товара или его излишки, падение покупательского интереса вследствие появления на рынке более продвинутой версии и прочее.
Есть несколько показателей, ориентируясь на которые менеджеры могут оценивать насколько верно установлена прибавка к стоимости товара. Почти все они опираются на среднюю стоимость аналогичный изделий на рынке. Сравнивая эти два значения в контексте изменения объема продаж и рыночной доли, можно сделать вывод об эффективности ЦП. Обычно используются не менее четырех подобных маркеров:
- Цена товара у главного конкурента либо группы конкурентов в том же регионе.
- Средневзвешенная цена (то есть средняя цена за какой-то период) одной штуки товара.
- Средневзвешенная цена товара, распределенная по розничным торговым точкам.
- Средняя (невзвешенная) рыночная цена товара в данной категории.
В подавляющем большинстве случаев ЦП — величина положительная. Хотя она может быть и отрицательной, если предложения конкурентов заметно лучше.
Проблемы в определении ценовой премии
Процесс точного определения ЦП сам по себе сложный. Ответственность большая, если назначить слишком большую прибавку, то упадут объемы реализации. А при слишком малой фирма не доберет прибыли. В обоих случаях налицо финансовые потери. Ситуация усугубляется еще и тем, что ЦП чаще всего рассчитывается относительно стоимости товара у главного конкурента, одного или нескольких. Если же на рынке присутствует большое число брендов, то показателей окажется слишком много. В этой ситуации можно не среагировать вовремя на появление нового сильного игрока, особенно если он начнет действовать в более низком ценовом диапазоне. Подобный промах может привести к тому, что имиджевая оценка и, как следствие, ЦП окажется явно завышенной.
Помимо этого, важно правильно интерпретировать поступающие данные на разных рынках. С этим часто сталкиваются крупные корпорации, ведущие торговлю во многих регионах. В одном из них можно в качестве главного конкурента столкнуться с сильным локальным брендом, который в других местах почти не присутствует. В другом это может быть большая группа традиционно популярных в данной местности мини-предприятий. В такой ситуации в каждом регионе надо правильно определить сложный показатель, который бы учитывал особенности рынка в каждом отдельно взятом случае. Еще одним вариантом, отрицательно влияющим на ЦП, является нивелирование ценовых различий в результате законодательного регулирования со стороны государства или вмешательства (сговора) влиятельных рыночных игроков.