Потребитель постоянно находится в процессе выбора и сравнения предложений, поэтому любому бизнесу нужно заботиться о формировании взаимоотношений с клиентом. Положительный опыт взаимодействия с компанией – это основополагающий фактор принятия решения о покупке. Как в этом помогают персонализированные товарные рекомендации на сайте, рассказываем в этом материале.
Зачем вашему сайту товарные рекомендации
Статистика говорит: 45% покупателей охотнее делают заказы на сайтах, где есть товарные предложения, а 56% с большей вероятностью вернутся на такой сайт.
Рекомендации способствуют:
- росту конверсии;
- улучшению поведенческих факторов – увеличивается время сессии и глубина просмотра;
- перелинковке страниц – это нужно для индексации сайта поисковиками, распределения веса ссылок;
- росту среднего чека покупки;
- росту вовлеченности и доверия клиента – вы экономите его время, облегчаете поиск по сайту, показываете внимание к его интересам;
- продвижению товаров.
Как формировать персональные товарные рекомендации на сайте
Внедрить персонализированные подборки на сайт можно такими способами:
- Самостоятельно – вы своими силами пишите и добавляете алгоритм.
+ индивидуальная настройка алгоритмов;
— требует много ресурсов и времени; даже если вы найдете талантливых программистов, результат может не оправдывать вложенные средства. - Модули рекомендаций в CMS
+ готовое решение;
+ совместимость с кодом сайта, учитывающая особенности движка;
— вероятное отсутствие сложных алгоритмов ИИ, широкой аналитики и кастомизации внешнего вида блоков;
— попытки донастроить функционал чреваты нарушением работы сайта. - Сервисы автоматизации маркетинга
+ быстрое внедрение на сайт;
+ обеспечение работы алгоритма лежит на стороне сервиса;
+ наличие дополнительных механик: например, вывод персональных товарных рекомендаций в email-рассылках, на сайт, в других каналах (мессенджеры, пуши);
— нельзя корректировать алгоритмы.
Виды товарных рекомендаций
Рекомендательные блоки можно разделить на такие виды:
- Неперсонализированные – не учитывают поведение пользователей – это распродажи, бестселлеры, горячие предложения.
- Персонализированные – при подстановке товарных позиций система учитывает данные конкретного пользователя: пол, средний чек покупок, историю просмотров, любимые бренды и т. д.
Такие алгоритмы отслеживают все изменения в поведении клиентов и помогают создавать для них максимально полезные рекомендации. Также рекомендательные подборки могут строиться с учетом данных самих товаров: категории, названия, описания, цены и т. д. Например: “Похожие товары”, “С этим товаром покупают”.
Размещение рекомендаций на сайте
Рекомендательные блоки обычно выводят на следующие страницы сайта:
- Главная – наличие товарных рекомендаций обязательно для сайтов электроники, косметики, одежды и других тематик с большим количеством товаров. Зачастую пользователь просто теряется среди огромного ассортимента. Посмотрите, как этот вопрос решает MAKEUP – выводит на главную персональные рекомендации “Специально для вас” и общие: новинки, бестселлеры, подарки и скидки.
- Страница категории – можно использовать блоки общие (“Лучшее в категории”) и персональные (“Специально для вас”, “Вас заинтересует”). Например, так делает “Фокстрот”:
- В корзине – добавляйте блоки для увеличения чека покупки. Так, Lamoda дополняет корзину персональной подборкой “Рекомендуем” (учитывает товары из этой же категории).
- Поиск – рекомендации выводятся на страницу выдачи, здесь можно показать как общие, так и персональные блоки.
- На странице товара – практически любые блоки. Так, MAKEUP выводит предложения: позиции этой же коллекции, похожие товары, покупки других клиентов.
- Страница 404 – если удалена страница товара или адрес введен неверно, разумно показать пользователю выборку из ассортимента:
Место размещения товарных рекомендаций на странице зависит от общего дизайна сайта и ваших предпочтений. Обычно размещают:
- блок бестселлеров – вверху на главной странице сайта;
- сопутствующие/аналогичные товары – внизу карточки под основным товаром;
- сопутствующие товары – внизу в корзине. Здесь лучше не добавлять другие блоки (например, похожие позиции), чтобы не помешать завершению покупки.
Каждый блок может быть подвязан к определенной странице сайта.
Как формируются персональные товарные рекомендации в сервисах
Сервисы отличаются функционалом, поэтому считаем необъективным обобщать процесс формирования персонализированных блоков. Для примера мы кратко опишем, как это работает в eSputnik.
В этой платформе можно формировать товарные рекомендации прямо в личном кабинете. Для этого нужно:
→ подключить веб-трекинг (отслеживание поведения посетителей на сайте), с его помощью можно строить сегменты, отправлять индивидуальные подборки через разные каналы: email, моб/веб-пуш, Viber, выводить рекомендательные блоки на сайт;
→ активировать необходимый тариф;
→ выбрать алгоритм для создания рекомендаций, определить место размещения на странице и внешний вид карточек в блоке.
Настроить алгоритм вывода персональных рекомендаций в eSputnik можно легко без специальных знаний:
- Выбрать тип страницы – это главная страница, страница категории, страница товара, корзина, страница 404. Для каждой из них доступен свой перечень рекомендаций. Например, для страницы товара доступны сразу все типы.
- Выбрать источник рекомендаций. На главной можно показать блоки товаров просмотренных ранее, а авторизованным пользователям – позиции на основе предыдущей активности. Например, алгоритм с общими рекомендациями “Популярное на сайте” учитывает самые просматриваемые позиции, а “Персонально для вас” – покупки каждого пользователя. При создании предложений алгоритмы искусственного интеллекта учитывают:
- содержание и количество действий пользователя на сайте (поиск, посещение страниц, добавление в избранное/в корзину) за определенное время;
- наличие товара.
- Настройка фильтров – для каждого алгоритма можно отрегулировать условия подбора позиций. Например, выводить товары нужного бренда, ценового диапазона, категории, добавлять или исключать из подборки, задавать количество. Это удобно, когда определенным товарам нужно задать приоритет.
- Внешний вид рекомендаций – можно выбрать один из готовых шаблонов, отредактировать его под фирменный стиль или загрузить собственный HTML-код с CSS-стилями.
- Выбор места размещения на странице – его можно задать самостоятельно, без помощи программистов и знания кода: просто указать элемент, относительно которого будет выводиться блок, и положение (перед, после, внутри).
Важно! Вывод товарных рекомендаций через систему ESP не влияет на скорость загрузки страницы.
Как оценить работу товарных рекомендаций
После создания рекомендации можно проверить установку блоков самостоятельно, а уже потом открывать для всех посетителей сайта. Дополнительно можно провести А/В-тестирование: для этого нужно разделить аудиторию на несколько групп (выделить контрольную и тестовую).
Когда рекомендация видна всем посетителям начинается сбор статистики работы этого блока. Очень упрощает работу, если платформа самостоятельно проводит аналитику и позволяет формировать подробные отчеты. Это поможет вам объективно выбрать рабочие модели размещения и виды блоков рекомендаций для вашего сайта.
Чтобы оценить работу рекомендации обратите внимание на следующие критерии:
- просмотры;
- переходы;
- CTR;
- количество покупок (транзакций);
- продано товаров (количество единиц товара);
- сумма покупок;
- средний чек.
К выводам
Персональные рекомендации – это прежде всего забота о клиентах, вы экономите их время, сокращаете количество действий поиска по сайту, в результате ускоряете процесс покупки и увеличиваете количество заказов, что в конечном итоге способствует росту прибыли компании. С первого взгляда механика может показаться сложной, для этого сервисы автоматизации маркетинга предоставляют простой и удобный функционал создания товарных предложений на сайте. Маркетолог может легко самостоятельно все настроить в личном кабинете. Для этого не нужны сторонние интеграции или разработчики. В ваших руках работающий инструмент для увеличения конверсии вашего сайта, будьте на шаг впереди конкурентов!