На начальных этапах развития стартапам приходится решать нетривиальную задачу – знакомить мир со своим брендом, со своей идеей, в особых случаях формировать целый новый рынок. При этом у начинающих проектов бюджет на маркетинг часто минимальный или вовсе отсутствует. Но можно ли что-нибудь сделать в этом случае?
Привет! Я, COO Weblium Даниэлла Шихабутдинова, в этой статье расскажу вам, как небольшая команда стартапа любого формата с нулевым бюджетом на маркетинг способна эффективно запустить процесс своего продвижения.
Какие задачи стоят перед стартапом
Зачастую первым серьезным шагом в продвижении бизнеса становится веб-сайт – как минимум, визитная карточка, как максимум онлайн-магазин и место для решения вопросов клиентов. И я согласна, что сайт – правильный ход, инструмент, который нужен каждому бизнесу, желающему выйти на новый уровень или начать свой путь в сети.
Однако с момента запуска стартапа до создания своего сайта есть масса вариантов – эффективных стратегий маркетинга, не требующих бюджета. О них и поговорим.
Но перед этим определимся с процессами, которые необходимо запустить на этом этапе:
- Повышать узнаваемость бренда – то есть сделать стартап «видимым» для аудитории. Это облегчит поиск, повысит поток клиентов и уровень их доверия.
- Привлекать клиентов – ориентироваться на интересы аудитории и расширять клиентскую базу нужно с первого дня. Их обратная связь в виде отзывов – один из наших «бесплатных» способов эффективного продвижения.
1 – Размещение информации во внешних источниках
Личный сайт помогает правильно презентовать ваш бизнес, но требует вложений на запуск и тестирование. К тому моменту можно использовать агрегаторы данных – ресурсы, собирающие в одном месте всю необходимую информацию о бизнесе.
Например, если ваш стартап имеет физическое расположение, а его выручка зависит от посещаемости (кафе, магазин, мастерская), то вы можете разместить информацию о себе на местных или общих сайтах или приложениях, например, Google Maps. Это позволит сделать точку видимой для всех жителей в округе – в то же время «близость» на карте будет для них куда более важным фактором, чем рейтинг в поисковой строке.
- В таких приложениях обычно можно добавить массу информации о себе: описание, ссылки на социальные сети, контакты и прочее. Все это также работает на качество поисковой выдачи, а значит шанс выбора именно вас.
- Профиль на агрегаторе – это тоже визитная карточка. Помимо данных, клиенты сразу же увидят ваш рейтинг и отзывы других людей. Также немаловажный элемент продвижения – это фото (фасад, интерьер, товар).
Самое банальное: агрегатор позволяет построить маршрут к точке, узнать, открыта ли она прямо сейчас, и принять решение. Часто отзывам на таких сайтах доверяют больше, чем отобранным мнениям, социальным доказательствам на главном сайте.
Если ваш стартап не имеет физического воплощения, то, вероятнее всего, для его сферы также есть свой ресурс. Например, база курсов для онлайн-школ, агрегатор отелей и ресторанов, коворкингов и фрилансеров, поставщиков, франшиз и многое другое.
2 – Развитие социальных сетей
Второй инструмент для развития стартапа с нулевым бюджетом – социальные сети. Каждый человек или бизнес может бесплатно создать свой видеоканал, блог или подкаст и продвигать свой товар, рассказывать о сфере своих интересов.
Чтобы поддерживать интерес аудитории, желательно писать ежедневно, а видео выпускать хотя бы раз в 1-2 недели. Стабильность публикаций важна на длинной дистанции, но малозаметна в короткие сроки. Для этого лучше выбрать одну или максимум две платформы – выбор зависит только от аудитории вашего бренда.
- Используйте все возможности площадки (теги, разметки времени). Размещая любой текст, используйте SEO – вводите ключевые слова о вашем бренде для более эффективного поиска. Сегодня этот совет уже касается и видео.
- Взаимодействуйте с аудиторией. Уникальность работы в соцсетях – это возможность напрямую говорить со своими подписчиками, отвечая на вопросы и формируя доверие к бренду. Чем плотнее общение, тем выше конверсия.
- Пишите о том, что знаете, о том, что вам интересно. Только хороший контент способен собрать сообщество, вызывать дискуссию. При этом он может быть просто развлекательным, но все равно представлять ценность для людей.
Развитие в социальных сетях может быть бесплатным, но потребуется много времени. Особенно без бюджета на продвижение платными способами и синергии с другими методами. Однако это возможно и очень эффективно в долгосрочной перспективе.
3 – Рассылка по электронной почте
Email-маркетинг – один из самых простых способов получить первых клиентов. Чтобы начать его работу нужно только информационное письмо и несколько адресов. Также можно использовать специальные почтовые сервисы, такие как MailChimp – они позволяют автоматизировать процесс создания целевых писем и их рассылки.
Также рассылки можно использовать для рекламы новых товаров среди аудитории своих социальных сетей и покупателей, информировать об акциях и материалах в блоге, запускать персонализированные предложения, ограниченные по времени.
- Формируйте свой список почтовых адресов. Например, поощряйте клиентов за заполнение анкет, приглашайте аудиторию социальных сетей на заполнение форм или публикуйте отдельный, уникальный контент на условиях подписки.
- Используй email-маркетинг как призыв к действию – по меньшей мере, чтобы познакомиться с вашими товарами, как можно больше, чтобы подписаться и купить.
Также для сбора эффективно использовать лендинг, но он выходит за рамки нашего бюджета. Никогда не покупайте и не используйте загруженные базы данных.
4 – Отзывы и рекомендации
Как уже сказано выше, больше пользователи доверяют реальным отзывам, чем красивому описанию на сайте. Большинство людей читают их перед покупкой, но вот только гораздо меньший их процент самостоятельно оставляет личный отклик после.
Но в нашей ситуации – в условиях нулевого бюджета – именно такие отзывы могут стать ключом к первому потоку клиентов и развитию интереса к вашему стартапу.
- Для этого, как и в случае сбора данных, можно мотивировать клиентов на то, чтобы оставить отзыв. К примеру, за счет небольшой скидки или бонуса. Особенно ценны развернутые комментарии, подтвержденные фото и видео.
- Вторая часть – работа с отрицательными отзывами. Важно уделить внимание каждому клиенту с отрицательным опытом, а в идеале – исправить его впечатление.
Отзывы – наиболее видимая часть вашего общения с клиентами. И на агрегаторах, и в социальных сетях они будут формировать ваш образ, доверие и лояльность людей.
Используйте все доступные в вашем окружении варианты по максимуму: попросите знакомых о рассылке, банках и других бизнесах о партнерстве, рекрутируйте блоггеров, которые только начинают свой путь, создавайте инфоприводы для публикации в крупных новостных изданиях. Тестируйте и проверяйте разные методы продвижения, а после первой неудачной попытки не бросайте их, а меняйте и совершенствуйте под себя.
А после того как появятся средства на маркетинг, составьте маркетинговый план и запустите свой сайт. Благо для этого сегодня есть доступные инструменты.
Помните, маркетинг – это, прежде всего, связь с аудиторией. На первых этапах он не нуждается в бюджете, но нуждается в последовательных, креативных действиях, которые покажут и докажут будущей аудитории ценность вашего стартапа и вашего продукта.