Термин «фейк» с развитием электронных СМИ и социальных сетей стал неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Фейковые новости, фейковые заявления и источники информации — их объединяет искажение фактов или, проще говоря, ложь и манипулирование человеческим сознанием.
О том, как распознать фейк и не стать объектом для манипуляций, читайте в материале, который подготовила контент-маркетинговая платформа PRNEWS.IO.
Отсутствие официального источника информации
Это является главным признаком того, что информацию не стоит воспринимать серьезно. Поэтому внимательно читайте новости и, прежде всего, ищите в них ссылки на источник (сайт или организацию, откуда она появилась).
Если в тексте ссылаются на информационное агентство или хорошо известный новостной ресурс — все хорошо. Но если источник отсутствует или имеется ссылка на популярные сегодня «анонимные источники в правительстве», «слова инсайдера» или малоизвестные сайты с подозрительными названиями — перед вами стопроцентный фейк.
Также не стоит доверять информации из неверифицированных аккаунтов в соцсетях (те, которые не имеют синей галочки) и организаций, которые уже ранее скомпрометировали себя, распространяя фейковые новости.
Сомнительное авторство
Конечно, также не стоит доверять информации, если ее автор неизвестен (подпись admin или любой экзотический ник не в счет).
Тем более, реальность любой персоны сегодня, когда к социальным сетям каждый человек имеет доступ, очень легко проверить. Важность профессионального комьюнити сложно переоценить, поэтому 99% всех реальных работников медиа сегодня имеют аккаунты в соцсетях и активно ими пользуются.
Можно найти профиль, например, журналиста Дениса Грибоедова в Фейсбуке или Твиттере, и убедиться в его реальном существовании и одновременно принадлежности к профессии. Обратите внимание на то, чтобы аккаунт был живым, информационно ценным и регулярно обновлялся, а не созданным неделю с одной-единственной фотографией профиля.
Также не лишним будет поискать в свободном доступе предыдущие статьи автора.
Эксперты, не эксперты
Признаком Фейка также есть упоминание в тексте представителей структур, которых не существует в реальной жизни. Также стоит обратить внимание на подозрительных «экспертов» (которые делают заявление без указания своей компании или организации). Или на спикеров, которые открыто лоббируют определенную точку зрения (что, чаще всего, свидетельствует об их ангажированности и финансировании заинтересованной стороной).
Много эмоций
В первую очередь, это касается заголовка, а затем уже текста новости или поста. В этом случае мнение или оценка подаются как факт. Поэтому, если заголовок имеет ярко выраженную эмоциональную тональность «Шок! Стоимость хлеба выросла в 5 раз!» или «15 депутатов в Верховной Раде сегодня являются бездомными», вероятно, это фейк.
Помните: в соответствии со стандартами журналистики, заголовки, новости и статьи должны быть максимально нейтральными. Их задача: знакомить читателей исключительно с фактами, а не привлекать внимание «шок-контентом».
Поэтому, если заголовок отличается от содержания самой новости, запугивает, апеллирует к суевериям, конспирологическим теориям, навешивает ярлыки или в одностороннем порядке навязывает мысль автора, то аудитории подают недостоверную информацию.
Старые публикации и передергивание фактов
К признакам фейка относятся данные и исследования без указания полного названия, выборки, заказчика, даты. Очень часто под видом «сенсации» вместо новостей читателям подают «старые новости», срок годности которых истек несколько лет назад.
О манипулировании фактами всегда свидетельствует однобокая подача событий, комментариев и обобщения ( «все бизнесмены не платят налоги» или «порядочные люди в политику не идут»). Чтобы вызвать большее доверие читателей, реальные факты смешивают с фейком и для подтверждения информации, иллюстрируют недостоверными фото и видеоматериалами.
Не пренебрегают создатели фейкньюз и искаженным (или недостоверным) переводом цитат и комментариев из иностранных источников и СМИ.
Что делать?
Чтобы не попасть в ловушку псевдоновости, сохранить холодную голову и способность фильтровать информацию, следуйте рекомендациям от команды PRNEWS.IO, о которых мы написали выше.
Также всегда проверяйте, насколько автор придерживается баланса мнений в материале. Если в нем презентуется точка зрения исключительно одной стороны, стоит поискать другой источник информации.
А еще обязательно соблюдайте правила информационной гигиены. Не поддавайтесь на провокацию, не лайкайте статью, если не прочитали материал полностью, не распространяйте информацию, в достоверности которой не уверены.
Не забывайте устраивать себе детокс от чтения новостей в интернете и социальных сетей. Подписаться на 2-3 новостных канала, которым доверяете, и дозируйте время, что тратите на скроллинг информации. Тогда не новости и интернет будут руководить вами, а вы будете хозяином своего времени и точки зрения.