Сегодня сложно полностью контролировать распространение информации в СМИ, интернете и соцсетях. Но благодаря мониторингу упоминаний о вашем бренде — есть возможность вовремя среагировать на отзывы клиента, предотвратить репутационный кризис, выяснить как и что говорят о вас, оценить реакции на изменения, которые происходят в компании или в отрасли в целом.
Далее несколько рекомендаций, которые помогут начать сбор данных со СМИ и соцсетей. Советы подойдут как для ручного мониторинга так и для мониторинга с помощью специальных сервисов таких как LOOQME, SemanticForce, YouScan и др.
Определите, что отслеживать
Процесс подбора параметров может занять немного времени, ведь у каждого бренда своя история, позиционирование и ценности в информационном пространстве. Вот несколько идей, с чего начать отслеживания:
- Название вашего бренда (компании, продукта, услуги). Например: ТРЦ Gulliver, «Моршинская».
- Варианты названия вашего бренда на нескольких языках, в разных вариациях, или до/после ребрендинга. Например: Nestlé/«Нестле», «Воля»/Volia, «Райффайзен банк Аваль»/«Райф».
- Имена наиболее значимых представителей. Например: Владислав Чечеткин (Rozetka), Дмитрий Борисов (Семья ресторанов Дмитрия Борисова).
- Слоган бренда, а также упоминания о конкретных кампаниях, событиях, мероприятиях, программах, которые вы проводите. Например: LVIV HALF MARATHON («Молокия»), Программа поддержки предпринимательства «Строй свое» («Ощадбанк»).
- Слова или фразы, описывающие вашу отрасль или заинтересованность. Например: фраза «выпуск iPhone 12» будет актуальна для ритейлеров электроники типа «Алло» и «Фокстрот», а также для конкурентов как Samsung, LG и другие.
Краткий вывод:
Чем полнее и четче сформированы ваши запросы, тем эффективнее будут получены результаты.
Определите источники и инструменты для сбора упоминаний о бренде
На этом этапе следует выделить для себя ключевые СМИ и каналы коммуникации где могут быть упоминания о вашем бренде. Например, если компания локальная — львовский девелопер «Моя страна», то источниками для мониторинга могут быть: региональные СМИ (пресса, телевидение и радио), львовские интернет-медиа, локальные специализированные форумы о строительстве, а также соцсети. А отслеживая упоминания о бренде Bukovel, стоит принять во внимание всеукраинские СМИ, туристические сайты и блоги, онлайн-платформы для путешествий с отзывами и рекомендациями, а также соцсети. Если вы видите, что ресурсов для мониторинга как и упоминаний о вашем бренде очень много, то лучше сразу искать для себя специальные сервисы, которые помогут собрать информацию гораздо быстрее.
Для наглядности покажем сколько упоминаний о бренде Bukovel было за прошлое лето. Для этого воспользуемся «Поиском» сервиса LOOQME и во внимание возьмем все типы источников, которые предлагает система.
В результате имеем 593 упоминания по слову Bukovel. Чтобы получить количество упоминаний из системы нам понадобилось 1 мин, а сколько понадобится времени собирая их вручную? Еще одним положительным моментом работы с сервисами для мониторинга является возможность искать по отдельным типам источника, например, интернет, или конкретно под названием, например, «Украинская правда».
Краткий вывод:
Качество сбора информации зависит от того, где и как мы ищем. Формируйте релевантный список источников и инвестируйте в эффективные инструменты поиска.
Дополняйте, экспериментируйте и сравнивайте
Как только вы начнете видеть результаты своего мониторинга, то наверное захочете усовершенствовать поисковые запросы, чтобы стать еще более эффективными. В этом случае, не бойтесь экспериментировать с добавлением и вычитанием слов, ведь это поможет целенаправленно собирать упоминания о бренде.
Как можно добавлять новые поисковые слова с помощью «Конструктора запросов» в системе LOOQME показано на примере фразы «Строй свое», актуальной для «Сбербанка». Удобство такого поиска еще и в том, что можно выбрать параметры, например — «точное соответствие слова» и «обязательное присутствие» упоминавшегося запроса и заполнить поле ниже — минус-слова.
Отслеживать данные о собственном бренде — это лишь одна из возможностей для дальнейшего развития бизнеса. Ведь чтобы быть классными, следует понимать как развивается рынок в целом, выделять тенденции отраслевые тренды и сравнивать себя с конкурентами. Если вы имеете сформированные параметры сбора информации о вашем бренде, подумайте о том, опыт каких компаний вам может пригодиться и обязательно включите их в список для отслеживания.
Краткий вывод:
Тот, кто ищет, всегда найдет. Дополняйте свои ключевые запросы и не забывайте об отслеживании конкурентов.
Получайте идеи для нового содержания
Сбор данных о бренде — это как рыбалка, сложно предсказать когда и где ты поймаешь большую рыбу. Чтобы получать ценные инсайты для развития, необходимо «ловить» как глобальные так и локальные тенденции, ведь возможно, одна из них и будет вашей «большой рыбой» для бизнеса.
Далее разберемся как мировые тенденции влияют на отдельные ниши и бренды. Экологичность сегодня активно внедряется в повседневную жизнь и бизнес. В fashion-индустрии выделился отдельное направление — экологическая мода (sustainability). За последние несколько лет многие украинские дизайнеры и бренды, например, Ksenia Schnaider, AZAVA, Soulmates Atelier, the Coat by Katya Silchenko подхватили эту тенденцию и успешно используют ее. А нынешний Ukrainian Fashion Week совместно с Украинским Культурным Фондом создал специальный проект, который посвящен экологичности моды. Это лишь еще раз подтверждает влияние тенденции на отрасль.
И возвращаясь к необходимости отслеживания глобальных и локальных трендов и их влияния на ваш бренд.
Краткие выводы:
Полезный результат, который вы можете обнаружить в результате мониторинга — это возможность. Используйте ее для создания нового содержания или для улучшения отношений с клиентами, для совершенствования товара или услуги или для внедрения инноваций в работу компании.