Не часто бывает, что покупатель в магазине смотрит на какую-то вещь и со словами: «Оно прекрасно!» вытаскивает кошелек. Во всех остальных случаях может быть один из двух вариантов. Первый, когда продавец просто ждет, когда человек произнесет заветную фразу: «Заверните мне это, пожалуйста». Это не обязательно означает, что ему неинтересен уровень продаж. Возможно, имеет место недостаточная квалификация. Во втором — продавец знает, какие сигналы свидетельствуют о том, что человек уже готов превратиться из посетителя в покупателя. А значит, может своевременно и правильно отреагировать, применив один из способов завершения сделки.
Кстати, нелишне было бы уточнить, что означает фраза «готовность купить». Во-первых, это значит, что клиент намерен приобрести товар вот здесь и сейчас. То есть, его все устраивает, у него есть желание и деньги на его осуществление. Потому что лишь только желание… Если брать вообще, то «хочу купить» и «готов купить» это нередко совершенно разные вещи. Потому что хотеть можно и год, и два, пока внутреннее состояние не дойдет до «кондиции». Или когда некоторый внешний фактор не подтолкнет к принятию решения.
Последнее часто используют разработчики триал-версий в играх free-to-play. Они пытаются на ранних стадиях продать клиенту что-нибудь дешевое, например, за $1. И таким образом проверяют, готов ли человек покупать вообще. Если и за доллар не возьмет, то очевидно что и потом ничего не приобретет. Такой способ можно посоветовать маркетологам, имеющим сделки длинного цикла, так можно на ранних стадиях классифицировать клиентов (конечно, без претензий на окончательный приговор).
Зачем нужно знать сигналы готовности к покупке
Адекватная реакция продавца на признаки готовности купить снизит время презентации, сэкономит силы и поможет клиенту принять решение. Ведь бывают случаи, еще и нередкие, когда менеджер квалифицированно рассказывал о товарах, клиент со всем соглашался, заинтересованно смотрел на образцы, но так и не добавил что-то новое в заявку. А когда презентация неоправданно затянута, то у покупателя могут возникнуть дополнительные вопросы, которые перерастают в отрицание. (В статье рассматриваются оба случая торговых отношений — посетитель приходит в магазин или торговый представитель разговаривает с ритейлером; с точки зрения сигналов готовности к покупке принципиальной разницы нет).
В целом признаки готовности посетителя к приобретению товара представляют собой изменение поведения клиента при презентации товара или услуги. Это свидетельствует о том, что посетитель уже согласился купить. Ценность подобных сигналов именно в том и состоит, что они появляются до того, как будущий покупатель произнесет вслух свое решение. Говоря более конкретно, когда продавец знает эти признаки и умеет их использовать, процесс общения выглядит следующим образом:
- Благодаря сигналам менеджер контролирует изменение эмоционального отношения покупателя к предложению.
- Если есть очевидные признаки готовности купить, менеджер должен закрывать сделку.
- Когда продавец не воспользовался этой возможностью, а вместо этого продолжил презентацию, есть несколько вариантов:
- Покупатель с интересом слушает дополнительную информацию и оплачивает чек.
- Клиент может «перегореть». Он начинает скучать, отвлекается и наконец уходит со словами: «Мне надо подумать».
- Посетитель вообще готов купить, но где-то в глубине души колеблется. Что-то в новой (уже не очень нужной) информации усиливает негатив и вызывает дополнительные колебания. Нередко покупатель даже не может сформулировать, что именно. Он начнет выдвигать новые возражения (иногда необоснованные) или вообще откажется от приобретения товара.
- Если покупатель подавал явные сигналы, которые уже готовы купить, но не купил, то, возможно, с его стороны имеет место амбивалентное отношение к предложению. То есть, в общем-то все хорошо, но что-то не нравится или настораживает. Нередко бывает и так, что сигналы готовности — это только манипуляция, направленная на то, чтобы получить скидку.
Последний пункт подтверждает известный тезис о том, что понимание характеров и типичного поведения людей есть неотъемлемая черта успешного менеджера.
Какие бывают сигналы готовности к покупке
Все признаки готовности клиента к покупке можно поделить на два типа: вербальные и невербальные. К первым относятся определенные фразы. Ко вторым выражение лица (мимика), изменения положения тела и жестикуляция (пантомимика) а также некоторые действия.
Вербальные сигналы
Вербальные сигналы — это обычно вопрос, по которому клиент уточняет какие-то специфические требования, характеристики или условия приобретения. Интересуется, не возникнут ли проблемы во время использования. Или выражает конкретные требования и пожелания. Например: «Какие цвета?», «Существует ли перевод техпаспорта?», «Сколько времени длится оформление?», «Батарейки тоже в комплекте?», «Можно ли рассчитаться в кредит?» «Как эта вещь по сравнению с моделью…?» (сравнивают, значит выбирают, значит, хотят приобрести; следует разогнать сомнения удачной презентацией), «Какая гарантия?», «Вы официальный представитель?» тому подобное.
Кроме того, посетитель может обратиться с просьбой еще раз продемонстрировать товар в действии или попытаться сделать это самому. Приглашает ли к обсуждению знакомых. Спрашивает о скидках. Ну и, конечно же, откровенно свидетельствуют о желании купить фразы типа: «Кажется, это именно то, что я искал» или «Наверное, мне это подходит» и другие.
К сожалению, не все «стандартные» изречения свидетельствуют о желании приобрести какую-нибудь вещь. Но если «Нам нужно минутку посоветоваться» в целом нейтральная и понятная, денежные вопросы лучше обсуждать без свидетелей, то «В какое время Вы открываетесь завтра?» или «Всегда ли этот товар вналичие» — это на 90 процентов желание «красиво» уйти. Хотя во втором случае часто клиент через несколько дней приходит снова. Так же, как и «Дайте свою визитку или телефон». Последняя, правда, может быть подтверждением того, что менеджер хорошо поработал.
Невербальные сигналы
Существование невербальных сигналов объясняется, с одной стороны, тем, что очень редкий рядовой человек способен полностью контролировать собственные эмоции и жесты. А с другой, тем, что человек, принявший решение купить, обычно чувствует себя комфортно. Отсюда улыбка, дружелюбные интонации, открытые жесты, блеск в глазах, кивание головой, легкий наклон корпуса вперед. Хотя может возникнуть временная рассеянность или задумчивость, если процесс принятия решения продолжается. Когда продавец такое заметит, то ни в коем случае не следует «давить» на посетителя новыми доказательствами полезности товара и его преимуществами. Будет только хуже.
Как не пропустить признаки готовности посетителя к покупке
Многие продавцы до такой степени привыкли работать по определенной схеме или настолько увлечены своим продуктом, что по «обязательным» вопросам или пунктам презентации не замечают сигналы готовности к приобретению. Чтобы не потерять обратную связь, следует немедленно прекратить болтать, если клиент желает что-то сказать. А когда становится понятно, что посетитель готов к покупке, ни в коем случае не нужно «давить» на него или каким-либо иным образом побуждать заплатить как можно скорее. Провокация клиента на мгновенное решение отпугивает. Хотя бывает и наоборот, человек уже хочет идти в кассу, а продавец все о чем-то разговаривает. Последнее, правда, присуще в основном новичкам.