Эффект Эббингауза заключается в том, что что человек со временем забывает все больше информации. Разумеется, данный факт всем известен. Заслуга ученого в том, что он провел исследования состояния «чистой» памяти и составил график (т.н. кривая Эббингауза), который количественно показывает, сколько данных остается в мозге по истечении времени. Он также сделал по результатам опытов весьма любопытные и полезные выводы.
Виды и объем памяти. О пользе забывания
По длительности удержания необходимых сведений память бывает:
- Сенсорная. Продолжается недолго (≈ 0,5 сек). Представляет собой информационный «отпечаток», полученный одним из органов чувств.
- Кратковременная (оперативная). Объем сильно ограничен. Применяется для решения текущих конкретных вопросов. Многие уверены, что она представляет собой не столько точное отражение событий, сколько их личное истолкование. Аналогом этой памяти в психологии считается объем внимания. Для взрослого он равен в среднем 7±2 единицы. Например, занимаясь иностранным языком, человек может одновременно без проблем учить 5-9 новых слов.
- Долговременная. Основной вид. Отличается большой емкостью. По утверждению специалистов, даже те данные, которые человек не в состоянии вспомнить, на самом деле хранятся в его долговременной памяти и могут быть вызваны специальными средствами.
Есть и другие виды: произвольная и непроизвольная, а также двигательная, образная, эмоциональная и словесно-логическая. Формы многообразны потому, что память относится ко всем видам деятельности организма.
В мозге homo sapiens около 10 млрд нейронов. Каждый удерживает большое количество информации. По некоторым данным, объем памяти — несколько тысяч терабайт. Это очень много. С другой стороны, ежеминутно поступает огромный объем данных. И, к сожалению, нет возможности, как в компьютере, отметить «флажками» важные «файлы». В результате обостряется проблема получения из памяти необходимых сведений, человеку далеко не всегда удается найти искомое.
Поэтому так важен процесс забывания, его можно сравнить с очисткой материнской платы от «мусора». А, чтобы иметь «под рукой» необходимое, надо как-то его запомнить.
Эксперименты Эббингауза. Кривая забывания
Немецкий психолог Герман Эббингауз (1850-1909) известен миру как исследователь человеческой памяти. В два этапа, в 1879-1880 и в 1883-1884 годах он со своими студентами проводил исследования по закономерностям запоминания. По их результатам в 1885 году была вычерчена «кривая Эббингауза», а выводы опубликованы в фундаментальной монографии «О памяти».
Эббингауз решил исследовать «чистую» память. То есть, запоминание слов, которые не имеют никакого смысла. Почему? Потому что, если учить интересную или полезную информацию, то эффект окажется в 9 раз выше. Поэтому студентам были даны трехбуквенные слоги типа: каг, лод, гуф и т.п. После этого ученый через определенные периоды времени проверял количество оставшегося в памяти студентов материала. Результаты получились следующие. После первого же часа в головах респондентов было всего лишь около 40% усвоенного. Затем падение замедлилось и через 10 часов молодые люди показали результат 35%. Через 6 дней значение упало до 20%, приблизительно таким же оно осталось и через месяц. На основании этих данных была построена кривая Эббингауза.
Во время второго эксперимента надо было учить текст из «Дон Жуана». Результаты получились аналогичными.
Выводы Эббингауза
По результатам своих работ Эббингауз сделал следующие выводы:
- Бывают события в жизни, на первый взгляд простые, но производящие сильное впечатление. Некоторые из них (не все!) намертво врезаются в память. И хотя это было «одноразовое» действо, проходит много лет, но воспоминания о нем остаются очень отчетливые. В то же время события более сложные, однако далеко не столь интересные, а главное, часто происходящие, запоминаются ненадолго. То же самое можно сказать о странных фактах и необычных впечатлениях. Хотя они крайне редки, но запоминаются намного лучше, чем привычные, но регулярно повторяющиеся.
- Если кто-то специально обращает на «однократное» событие пристальное внимание, то самые важные этапы он потом восстановит правильно и с высокой точностью.
- Особенностью памяти является тот факт, что некоторые события человек, сам того не осознавая, воспроизводит точно. Зато в отношении других он ошибается, будучи уверенным в том, что все хорошо помнит. Каждое новое впечатление не остается изолированным. Со временем оно вступает в ассоциативную связь с другими, после чего память о нем может измениться.
- Допустим, есть какой-то текстовый материал. Чтобы его выучить, надо прочитать 4 раза. Замечено, что предварительное прочтение (когда респондент еще не знает, что потом придется учить наизусть) облегчает последующее заучивание. Но количество таких прочтений не должно быть больше 4-х (для данного случая).
- Логически связанные между собой впечатления воспроизводятся точнее, чем разрозненные.
- Каждое следующее повторение повышает эффективность запоминания.
- Если надо что-то выучить, то эффективнее повторять материал каждый следующий раз через некоторое время (через несколько часов или дней), чем несколько раз подряд.
- Чем выше внимание к материалу, который надо запомнить, тем меньше требуется повторений. Но если внимания недостаточно, то увеличивать число повторений бессмысленно. То есть, необходима полная концентрация.
Как лучше повторять?
Для эффективного запоминания разработаны методики повторения. Выбор схемы зависит от времени, отпущенного на заучивание. Первое повторение идет сразу после чтения текста. Время по каждому следующему дано от предыдущего.
Схема повторений №1:
- Чтение текста.
- Первое повторение.
- Второе — через 20 мин.
- Третье — через 8 час.
- Четвертое — через 24 часа.
Схема повторений №2:
- Чтение текста
- Первое повторение.
- Второе — через 20-30 мин.
- Третье — через день.
- Четвертое — через 2-3 нед.
- Пятое — через 2-3 мес.
Расчет времени в обеих схемах основан на выводах Эббингауза о том, что самое большое забывание происходит в первый час после чтения. Первая схема подходит тем, кому надо выучить материал за 1-2 дня. Вторая — для большего периода.
Есть и другие варианты. Например, Б. Салливан и Х. Томпсон предлагают схему из 12 этапов, два последние — через 4 месяца и через 2 года. Говорят, тоже действенная. Хотя одним из выводов Эббингауза было заключение о том, что слишком большое число повторений не делает запоминание настолько же более эффективным. Например, если повторить материал 20 раз вместо 10-ти, то это не значит, что получится запомнить его в 2 раза лучше.