Есть пять признаков, по которым можно определить, что руководитель не справляется с частью своих обязанностей. Прочтите эту статью до конца — возможно, вы обнаружите, что какой-то из этих признаков есть у вас или у сотрудников, которых вы ставите на должность руководителя. В таком случае не нужно тревожиться — любой руководитель может изменить свой подход, поведение и приносить больше результатов и с большим удовольствием делать свою работу. О том, какие черты мешают работе руководителя, рассказываю дальше.
1. Занижает требования
Первый признак слабости: руководитель занижает требования. Он мягкий и не хочет давить на своих подчиненных. Но надо осознать одну вещь: люди не всегда работают в полную силу. Им свойственно расстраиваться, отвлекаться, сидеть в социальных сетях и лениться. Чтобы работать с полной отдачей, нужно прикладывать усилия. А люди зачастую просто не хотят напрягаться. Но один из самых главных аспектов работы руководителя заключается в том, чтобы помогать подчиненным не лениться, прикладывать усилия и выполнять задачи согласно расставленным приоритетам
Поделюсь своим наблюдением: сотрудники проваливают именно приоритетные задачи, потому что они требуют больше усилий. Кроме того, приоритетные задачи часто не являются рутинными — они новые и необычные. Для их выполнения нужно не просто приложить усилия, а еще и полностью сосредоточиться.
Как избежать сорванных сроков
Слабый руководитель поступает следующим образом: сначала он ставит задачу и устанавливает дедлайн. После того как сотрудник не справляется и срывает сроки, руководитель сначала смещает дедлайн. А когда видит, что все подходит к критическому моменту — либо сам берется за эту работу, либо передает ее более ответственному и компетентному сотруднику. Естественно, такая ситуация повторяется.
Здесь надо принять во внимание еще один фактор. Люди всегда будут проверять вас на прочность как руководителя. У подчиненного всегда есть выбор: быстро взяться и системно выполнить задачу, или максимально оттянуть время. Сотрудники чаще выбирают второе — особенно, если это не приводит к негативным последствиям, Но если они выясняют, что руководитель требователен и во что бы то ни стало добьётся выполнения задачи, происходит настоящая магия. Задачи в точно указанный термин оказываются выполнены.
1. Поинтересуйтесь причиной неудачи
Поэтому если ваш подчинённый вовремя что-то не выполнил, поступите следующим образом. Во-первых, спокойно выясните, существует ли реальная причина, которая мешает сделать эту работу. Как правило, нет — руководители редко ставят невыполнимые или неадекватные задачи. Как правило, основным препятствием является то, что сотрудник не принял во внимание важность задачи и так далее. Выясните причину и договоритесь о другом дедлайне.
2. Мягко требуйте выполнения работы
Каждый раз, когда срываются сроки, немного повышайте воздействие. Требуете, проявляйте настойчивость и объясняйте, что вы не собираетесь от этого отступать. Проводите промежуточный контроль. Дайте сотруднику знать, что от этой задачи зависит успех других подразделений и компании в целом. Настойчиво, при этом очень спокойно и дружелюбно объясняйте, настаивайте и добивайтесь результатов без негативных эмоций. Если вы проявите грубость, хамство или агрессию, у сотрудника появится просто еще одно оправдание, почему этого можно не делать.
2. Выдает готовые решения
Такой руководитель знает ответы на все вопросы, любит принимать решения и чествует себя самым компетентным. Но не понимает одной вещи: таким поведением он приучает своих подчиненных не думать и не брать ответственности. Он поощряет это своим вниманием, временем и так далее. А в результате получает подчиненных, которые не хотят самостоятельно принимать решения. И как только этому руководителю надо куда-то уехать или он чем-то занят, вся работа останавливается. Естественно, возникает вопрос: «Нормально ли, что подчиненные не в состоянии самостоятельно принимать решения?»
Такой риск существует. Особенно если вначале вы приучили их никогда не принимать решения. Когда-то я сам был таким руководителем. У меня была производственная компания, и тогда я не понимал, что самостоятельно создаю себе ловушку. Мне нравилось быть самым умным и решать все возникающие проблемы.
Как научить подчиненных брать на себя ответственность
Начинайте постепенно приучать своих подчиненных к тому, чтобы они самостоятельно принимали решения. Введите для себя правило «Не давай решений — задавай вопросы». И когда к вам приходят с очередной проблемой, в первую очередь спрашивайте, какие варианты решения ситуации сотрудник может предложить. Поверьте: большая часть этих предложений будет заслуживать внимания.
Людям нравится воплощать собственные идеи в жизнь больше, чем использовать сторонние решения. Да, этот процесс займет некоторое время. Но результат, который вы в конечном итоге получите, просто потрясающий. Потому что вы получаете самоходных, талантливых и способных сотрудников.
3. Занимается микроменеджментом
Микроменеджментом называют ситуацию, когда руководитель старается контролировать каждый шаг своих подчиненных. Ему важно видеть каждый документ, который они составили и следить за каждым их действием. Они должны сначала одобрить у него и показать каждый промежуточный этап выполнения работы. У микроменеджмента есть два главных недостатка:
Лучшие будут уходить
Любого уверенного специалиста такой подход со стороны руководителя будет раздражать. Скорее всего, талантливые и компетентные люди не захотят оставаться в вашей команде — они просто сбегут.
Пустая трата времени
Микроменеджмент занимает очень много времени руководителя. Ему надо следить за каждым отдельным документом, этапом выполнения работы и так далее. Но контролировать сотрудников возможно и без микроменеджмента. Для этого нужно научиться планировать их работу и проводить промежуточный контроль. А также анализировать ошибки, если они возникли.
4. Впадает в трудоголизм
Это такой руководитель — «Я заработаю себя до полусмерти, а также заработаю до полусмерти всех своих подчиненных». Он работает много, проводит на работе большую часть времени и считает, что он очень эффективный и трудолюбивый. И таким образом пытается показать всем пример. Но такой подход говорит только об одном — человек не умеет распоряжаться своим собственным временем и планировать свою работу. Люди, которые строят большие бизнесы и зарабатывают миллионы, не работают в тысячу раз больше, чем рядовой сотрудник.
Время не определяет ваш успех. Время не определяет, сколько вы заработаете или какого размера будет ваша компания. Это определяет ваше планирование и умение расставлять приоритеты. В отношении планирования эффективности есть очень простой принцип — чтобы реализовать глобальную цель, надо каждый день делать маленькие шаги в ее сторону. Другими словами, нужно каждый день уделять внимание приоритетным для этого достижения задачам. Не просто выполнению всего, что на вас свалилось, а тому, что по-настоящему ведет к цели.
Ключевое действие
Поэтому совет такой — планируйте. Планируйте на 30-35 часов в неделю, а все остальное придет в виде срочных и внезапных дел. Когда вы планируете, обязательно учитывайте приоритетные задачи. Пускай они не занимают весь день, но сделайте хотя бы маленькое усилие для достижения цели прямо сегодня и каждый день.
5. Замечает только негатив
Довольно часто руководители обращают внимание только на отрицательные моменты и ошибки. Сотрудник где-то ошибся, чего-то не учел, и руководитель тут же набрасывается на этого сотрудника и делает ему замечание. Только вчера этот человек выполнил свой план, принес результаты и хорошо справился с задачами. Но этого никто не заметил. Когда вы работаете руководителем, у вас со временем вырабатывается такой паттерн поведения.
Как правило, у руководителей много проблем и всегда есть работа. Поэтому, когда что-то идет хорошо, они предпочитают это игнорировать. «Пока все работает как надо, я в это не лезу». Они включаются в работу только когда что-то идет не по плану. Проблема в том, что тогда все внимание руководителя направлено на ошибки, люди к этому привыкают.
Со временем такой руководитель будет все время иметь дело только с проблемами. Поэтому если вы не говорите ни о чем хорошем, не рассказываете подчиненным о том, какие они классные, то сами постепенно погружаетесь в сплошной негатив. Когда вы начнете подмечать усилия, результаты и старания сотрудников, со временем вам удастся приумножить положительные моменты и сделать рабочий процесс более приятным для обеих сторон.
Вывод
Если вы хотите сделать вашу работу эффективной и научить подчиненных добиваться крутых результатов, нужно в первую очередь позаботиться об их самостоятельности. Научите сотрудников работать без вашего активного участия:
- выберите промежуточный контроль вместо постоянного мониторинга;
- приучите предлагать решения, а не приходить с проблемой;
- занимайтесь своими задачами вместо тушения пожаров;
- планируйте деятельность и минимизируйте переработки;
- приумножайте позитивные моменты.
Во всем нужен здоровый баланс. Здоровый не только для сотрудников, но и для вас. В первую очередь ваше желание иметь дело с людьми является фундаментальным для того, чтобы хорошо делать работу руководителя.