Часто приходится слышать: «Надо было продать все, и купить недвигу в 2005», или: «Если бы я знал, то в 2013-м купил 5400 биткоинов и сейчас жил бы в Монте-Карло», или: «Нужно было 5 лет назад учиться на программиста». В этих фразах речь идет о том, что знать или угадать тренд — означает обеспечить себе светлое будущее.
Все, кто занимается продажами в интернете, неравнодушны к трендам. Речь идет не только о маркетологах, но и о рекламщиках, СММ, менеджерах, стартаперах и представителях бизнеса вообще. Осознавать текущий тренд означает быть на коне, а предвидеть — быть впереди конкурентов. Иногда этого достаточно, чтобы достичь большого успеха.
Есть несколько подходов к изучению трендов:
Прагматичный (трендсеттинг) — смотреть, что делает лидер отрасли и стараться делать подобное или лучше. Еще вариант — «сесть на хвост» набирающему обороты тренду и продвигать его. Именно этот подход работает в трендсеттинге. Трендсеттер — популяризатор нового веяния, технологии или бренда. Такие люди постоянно ищут свежие тенденции и раскручивают их. Это может быть ради прибыли или по зову души, ключевая особенность — внимание на стороннем образце.
Трендсеттер видит тренд и идет за ним
Научный — трендвотчинг, на основе серьезного изучения рыночных тенденций и моделирования ситуации. Этим занимаются отдельные маркетологи и даже специализированные компании.
Трендвотчер вычисляет тренд и на основе данных изучает среду и общую ситуацию
Творческий — действовать интуитивно, создавать тренды и стать трендмейкером — диктатором тенденций.
Трендмейкер просто делает тренд
Конечно, существуют и промежуточные модели. Предлагаю оставить прагматику и творчество на потом, и подробно разобрать трендвотчинг.
Что такое Трендвотчинг?
Trend watching — аналитическая практика, занимающаяся выявлением актуальных трендов. Появилась и развилась в моде, киноискусстве, геймдизайне и на ТВ, еще в конце 20 века. В некотором смысле тренвотчинг объединяет в себе изучение тенденций, направлений развития, веяний и всего, что помогает прогнозировать будущее.
Trend watching, по сути, помесь футуризма дизайна и маркетинга. То есть нужно уметь собирать и сортировать данные, обрабатывать информацию и немного предвидеть тренды. Потом художественно оформить идею, ну и продать результат.
Откуда приходят тренды?
Это один из важнейших вопросов и на него нет однозначного ответа. Часто это инновация, закрывающая изменившиеся потребности.
Пример: в середине 20 в. многие люди стали перекусывать на бегу, чтобы ускорить процесс была изобретена одноразовая посуда из бумаги и пластика.
Также тренд может быть создан от избытка одного продукта и недостатка другого.
Пример: плавленый сыр придумали во время 1й мировой, потому что в США было перепроизводство обычного сыра, который плохо хранится. В то же время солдатам на фронте требовался подобный продукт, с длительным сроком хранения.
Также очень плодотворным на открытия может быть стык наук или отраслей.
Пример: автопилот для автомобилей.
Выделяют 6 факторов анализа тренда:
- Демография — отвечает на вопросы: где и для кого;
- Экономика — насколько это выгодно;
- Техника — как это сделать;
- Социальные — в какой культурной и общественной среде;
- Право — на сколько это соответствует общественному договору;
- Природные — влияние климата и окружающего мира.
Пример: в 2013 году британские ученые научились делать искусственное мясо, они потратили более 300 тыс. долларов и два года, чтобы набрать мышечных волокон на гамбургер.
Разберем по списку:
- Демография — для вегетарианцев;
- Экономика — совсем не выгодно;
- Техника — очень сложно;
- Социалка — нейтрально;
- Право — нейтрально;
- Природа — наверное, положительно.
Как тренд для бизнеса такое мясо возможно, но в будущем.
Это краткая иллюстрация поможет лучше понять трендвотчинг. Подобные факторы востребованы при анализе тренда, а также при разработке новых. По сути, эти вопросы должны задавать все, кто планирует выходить на рынок.
Тренды и их характеристики
При изучении трендов нужно иметь ввиду, что есть три основных характеристики, или базовых состояния тренда:
- Направление (восходящее или нисходящее, усиление или ослабление).
- Сила — чем больше влияние и распространение тренда, тем он сильнее.
- Продолжительность — чем дольше живет тренд, тем выше эта характеристика.
Направление — это состояние, в котором находится или находился изучаемый тренд. Его можно изобразить в виде кривой.
Пример: в 2020 году марлевые маски были однозначно трендовыми изделиями. На их пошиве и реализации зарабатывали большие деньги. Во второй половине 2021 года тренд находится на нисходящей, рынок переполнен, спрос упал. Это означает, что в 2021 году нет смысла открывать производство или закупать партию масок.
Сила тренда. Конечно, нет динамометра для тренда, но можно получить данные по популярности товара или услуги и предположить силу тренда. Факторами могут быть доходы от продаж, география распространения, упоминания в СМИ, цитируемость и т.д.
Пример: мощный тренд последних лет — экологичность. Для нашего проекта важно понимать усилятся ли экологические тенденции, или нет? Чтобы это выяснить, достаточно проанализировать зарубежные ресурсы. На большом количестве сайтов отмечают, что зеленые теперь «перешли к экологическому стыду», т.е. используют психологические установки, чтобы вызывать нужные эмоции.
О чем это говорит? Об усилении эколобби. Вывод — можно смело делать ставки на этот тренд.
Продолжительность тренда. Сколько можно муссировать ту или иную тематику, и с каким уклоном? Вернемся на год-два назад: в условиях карантина был тренд на домашние тренажеры, резину для гимнастики и коврики для йоги. Как установить продолжительность тренда? Заниматься подобными продуктами или нет?
Пример: вбиваем в Google trends «гантели» и смотрим результат:
В марте 2020 и в начале 2021 в карантинные периоды были взлеты поисковых запросов, теперь спрос стабилизировался, закупать в Китае партию гантелей не имеет особого смысла.
Как происходит исследование, как отличить реальный тренд от одноразового?
Предлагаю небольшой чек-лист по трендвотчингу. Заполнив его, вы получите более-менее полную картину:
- Как давно существует тренд, где начальная фаза?
- Какова основная идея тренда?
- Были ли схожие тренды?
- Насколько практичен?
- Как тренд соотносится с другими отраслями, брендами, товарами, продуктами?
- Какие источники активно упоминают его?
- Как влияет на потребителя?
Чем больше изменений может вызвать тренд, тем больше его потенциал в долгосрочных перспективах.
Пример: забытый тренд 2017 года — спиннер, ими болели дети и взрослые. На спиннерах успели заработать те, кто в первые месяцы успел купить и продать партии товара. Обратите внимание — это быстрый, непрактичный и одноразовый тренд!
Изучать тренды на практике
Благодаря интернету, есть достаточное количество инструментов для изучения трендов, давайте их кратко рассмотрим.
- Сервис Google Trends ищет тренды через популярные запросы поисковой системы.
- Trendistic — демонстрирует самые популярные посты в Твиттере.
- Binginstead of Google — тренды Гугла с картинками.
- Newsmap — самые горячие новости.
- Сайты по трендвотчингу TrendWatching.com и TrendHunter.com.
Вместо заключения
Сейчас очень интересное время, через лет 50, наверное, будут говорить о «золотом веке интернета», когда технологии были достаточно отработаны, а ниши не заняты. На бизнес влияют тренды, покупатели и масса иных факторов. Чтобы ориентироваться в нем, нужно иметь представление о том, что востребовано сейчас и будет востребовано завтра. Надеемся, что статья о трендвотчинге поможет вам найти подсказки и идеи для правильных действий в бизнесе. Будьте в тренде!