Вызовы, стоящие перед украинским обществом, трансформировали взгляд людей на множество вещей: заботу о ментальном здоровье, профессиональное развитие и стратегии относительно будущего. Вовлеченность населения в отпор вооруженной агрессии со стороны России и волонтерства в большой степени изменили устоявшиеся гендерные роли. Третья волна исследования «Пульс женского самочувствия», проведенная Gradus Research и Biaseless, показала с одной стороны готовность женщин к большей ответственности, а с другой — множество вызовов, связанных с этим.
Рост стресса и увеличение нагрузки
47% респонденток говорят об увеличении уровня стресса. Этот показатель вырос на 8% за последние 2 года. Об ухудшении здоровья сообщают 45% опрошенных женщин, по сравнению с 39% в прошлом году.
Об эмоциональном выгорании сообщили 39% опрошенных, однако только 3% получают надлежащую психологическую поддержку. Это связано с ростом нагруженности, в частности, из-за заботы о здоровье у 52%, домашними делами у 41% и уходом за родными у 32%.
Вместе с тем все больше женщин смогли адаптироваться к таким условиям — 60% женщин удается совмещать работу с личной жизнью, что на 10% выше, чем в прошлом году. Также исследование показало готовность почти половины женщин к карьерному росту и лидерским ролям на работе.

Стремление и готовность к карьерному росту и лидерским ролям
Что мешает карьерному росту
Главные факторы, которых не хватает для профессиональной реализации, это мир, так отметили 49% женщин, и экономическая нестабильность — 40%. Если принимать во внимание личностные факторы, зависящие от самого человека, то женщинам не хватает уверенности (35%), смелости и решительности (30%) и знаний (20%).

Препятствия для профессиональной реализации
Готовность покрыть дефицит кадров в традиционно «мужских» профессиях
Прежде всего стоит отметить, что 20% респонденток уже работают или имели опыт работы в профессиях, в которых традиционно доминировали мужчины, в частности: технические специальности, ИТ, склады, B2B-сектор, аварийное реагирование, ТОП менеджерские или стратегические позиции в технических направлениях и тому подобное. 76% опрошенных женщин указали, что не работают и никогда не работали в таких специальностях.
Однако большинство женщин готовы потенциально восполнить дефицит кадров — 84% из них оценивают свой потенциал как высокий или умеренный. Наибольшей преградой для себя они видят сочетание работы и семейных обязанностей. Если говорить в возрастном разрезе, то молодежь чаще сталкивается с эмоциональными барьерами при переквалификации, а старшие люди — с нехваткой ресурсов и поддержки. Среди респонденток 18-24 лет 51% указали на дискриминацию, 41% — на страх осуждения, еще 41% — на предубеждение со стороны общества. Для возрастной группы 55+ ключевыми барьерами являются трудности с совмещением работы и семьи (50%), отсутствие поддержки работодателя (33%) и учебных программ (16%).
Среди условий, которые женщины видят для себя благоприятными для переквалификации является доступ к бесплатным курсам, поддержка со стороны работодателей и гибкий график.

Необходимые условия для переквалификации в мужские профессии
«Для того, чтобы женщины могли в полной мере реализовать свой потенциал в условиях внешних и внутренних вызовов, важно создать благоприятную среду для профессионального развития, переквалификации и перехода к новым ролям. Уже сейчас мы видим потребность в доступе к бесплатному обучению и качественной психологической поддержке. Работодателям стоит рассмотреть вопрос об установлении гибкого графика и поощрения для женщин, которые, несмотря на свою чрезмерную нагрузку заботой о семье и собственном здоровье, стремятся работать и помогать стране», — комментирует Евгения Близнюк, СЕО и основательница исследовательской компании Gradus Research.
«Эта волна исследования впервые показала нам, что несмотря на вызовы, предубеждения и сомнения в себе, женщины начинают больше ценить себя, признавать собственную силу и потенциал, готовность брать свое — и в ответственности, и в деньгах, и в возможностях. Только брать они все еще больше готовы реактивно, чем проактивно. Чтобы реализовать собственную амбицию вести и усиливать, стать мощной силой для развития и восстановления страны, они нуждаются в более проактивном поощрении со стороны работодателей, лучшей коммуникации о ролевых моделях, возможности и справедливой (читай «равной с мужчинами» оплаты труда)», — подмечает Ирина Рубис, основательница Biasless, тренерка по D&I.
Отчет исследования доступен на сайте Gradus Research по ссылке.
Опрос проведен исследовательской компанией Gradus Research совместно с biaseless методом самозаполнения анкеты в мобильном приложении Gradus. Целевая аудитория исследования: женщины в возрасте от 18 лет, проживающие на территории Украины, кроме временно оккупированных территорий и территорий, на которых ведутся активные боевые действия. Размер выборки: 1 волна — 1029 респонденток, 2 волна — 1168 респонденток, 3 волна — 1000 респонденток. Период проведения поля: 1 волна: 6-8 апреля 2023 года; 2 волна: 17-23 мая 2024 года; 3 волна: 10-11 марта 2025 года.