С чего начать коммуникации на новом месте релоцированным компаниям? И своевременны ли коммуникации для бизнеса в релокации? Об этом поговорили Наталья Холод («ВАРТО») и Тарас Кутко (DELTA FOOD).
Marketer и агентство коммуникаций «ВАРТО» продолжают спецпроект «Стоит обсудить», в котором топ-менеджеры украинских компаний делятся собственными инсайтами работы во время войны.
Наталья Холод, CEO «ВАРТО», поговорила с Тарасом Кутко, CEO DELTA FOOD (ТМ «Гуляй-поле»). Поговорили о пиаре во время релокации бизнеса, выходе на европейский рынок и публичной коммуникации лидеров компаний.
Релокация бизнеса — как вы приняли это решение и как оно проходило?
Тарас: Идею перемещения нашей производственной площадки мы вынашивали давно. На имеющихся рабочих мощностях в Запорожье нам стало тесно, мы несли дополнительные затраты на перемещение готовой продукции в склад в другой части города. С каждым годом возникало все больше ограничений: мы росли, развивались, а на нашей площадке становилось все теснее. Оглядываясь сейчас, понимаю, что определенным образом это был плюс: мы научились всегда быть эффективными, при любых условиях. Мы получили возможность дисциплинировать и отточить бизнес-процессы, чтобы быстро адаптироваться к разным рабочим условиям.
Поэтому весь 2021 мы работали над проектом расширения, понимали, что хотим релокации. Планировали реализовать ее в Гуляйполе, но началась война. 2-3 дня мы не могли понять, что происходит, а затем отошли от шока и начали работать. В первую очередь нужно было «выпустить» остатки продукции со складов, а дальше — возобновить производство. Было понимание: ритейл нужно насыщать, людей нужно кормить.
Параллельно с тем мы начали искать решения по обеспечению дальнейшей деятельности бизнеса. Рассматривали варианты релокации в Украине, а также возможности релокации за границу, наверное, как и многие украинские производители. Обратились в Минэкономики, у них была программа релокации, нам предложили варианты, куда можно было переехать. Параллельно совещались с дистрибьюторами и остановились в Тернополе — потому что нашли помещение, которое было почти готово к запуску. Следовало перевезти оборудование, смонтировать его и начинать работу. Мы очень оперативно сработали и уже в апреле начали работу на новом месте. То есть процесс занял менее двух месяцев.
После релокейта в Украине занялись продвижением продукта на иностранные рынки?
Тарас: Наш продукт релевантен для Европы, поэтому Роман Мищенко, основатель DELTA FOOD, начал заниматься поиском иностранных партнеров. До войны у нас почти не было экспорта, сейчас мы экспортируем 10-15% нашей продукции, все иностранные клиенты новые. Наша релокация в Тернополь сыграла нам на руку и для экспорта. Из-за блокировки портов экспортные товары сейчас вывозятся автотранспортом, и новое расположение завода удачное с точки зрения логистики.
Я горд тем, что наши действия по сохранению и восстановлению бизнеса несут мощную социальную миссию. Кроме того, это обеспечение украинцев пищевыми продуктами, наше предприятие в этом году заплатит государству 15-20 млн грн налогов. Я считаю, что это достаточно мощная помощь Украине во время войны.
Что касается продвижения нашего продукта за границей, прежде всего, для нашего бизнеса нужно понимать вопросы спроса. Если он есть, то продукт появляется на рынке, если нет — на полки тебя никто не поставит. Иностранные ритейлеры пробуют продукт, смотрят — если спрос на новый продукт, они продолжают развивать отношения с новыми партнерами. Если нет, значит повторных заказов на этот продукт не будет. Играет ли роль украинский лейбл? Да, определенное время играл, потому что даже просили этикетку с украинским флагом. Поначалу это действительно работало. Я думаю, это воспринималось на каком-то эмоциональном уровне. Но сейчас ситуация поменялась. Можно даже сказать, что международные сообщества от этого немного устали.
Наталья: То, что бренд из Украины — это классный повод для знакомства. Наша страна на слуху у аудитории разных стран мира, о нас много пишут в СМИ, интересуются в социальных сетях. Когда команда «ВАРТО» начала общение с потенциальными партнерами на международных рынках, мы сразу увидели, что фактор «украинское агентство» вызывает интерес и желание нас услышать, расспросить, увидеть что мы умеем.
Однако дальше, после знакомства, речь все равно всегда идет о качестве продукта и о бизнесе — насколько выгодно сотрудничать с тобой. После обсуждения новостей, слов поддержки и вопросов о ситуации сейчас тебя точно будут спрашивать: какой продукт, чем он интересен, сколько стоит и как отличается от того, что уже есть на рынке другой страны. Поэтому, условно, одно только размещение флага на упаковке не гарантирует продаж. Высокий уровень украинских услуг или продуктов следует отстаивать и доказывать, и быть готовыми к конкуренции с локальными производителями.
В какой момент в процессе релокации бизнеса вы поняли, что нужно усиливать коммуникации?
Тарас: Мы хотели сформировать имидж хорошего работодателя на новом месте, познакомиться с местным населением, органами местного самоуправления. Больше рассказать о себе — для того, чтобы правильно настроить наших потенциальных работников для работы в нашей компании. Было ясно, что нужно о себе громко заявить — постоянно возвращались к этому вопросу на координациях с нашим маркетинг-директором Фатимой Тысячник.
К тому же у нас остро встал вопрос рекрутинга команды. Предприятие нужно было запустить, чтобы оно начало приносить прибыль. Поэтому и люди были нужны уже здесь и сейчас, но чувствовалось определенное недоверие, робость, возникали вопросы возможностей и ожидания. Топ-менеджменту нужно было найти баланс мотивации, наладить внутреннюю и внешнюю коммуникацию, публичность на новом месте. Понимая эти задачи, мы обратились к команде агентства «ВАРТО», с которой уже имели положительный опыт сотрудничества в 2020 году.
Наталья: Сейчас люди очень чувствительны к коммуникациям. И то, что мы видим по работе с бизнесом наших клиентов: коммуникации вышли на уровень очень важного управленческого инструмента во всех компаниях. Публичность — это инструмент, который точно формирует лояльность сотрудников, влияет на партнеров. Людям очень важно идти в разделяющую их ценности компанию — и публичная коммуникация владельцев и топменеджеров точно будет помогать доносить ценности бренда до внешней аудитории.
Сотрудники нуждаются в объяснении всего, что происходит в компании — для них это определенный успокаивающий, стабилизационный фактор. Постоянная коммуникация в команде помогает людям чувствовать, что они могут прогнозировать хотя бы происходящее на работе. Поэтому коммуникации сегодня это бизнес-инструмент, требующий большого внимания и тщательного планирования.
Какими инструментами развивали коммуникации в ходе релокации? Какие трудности уже удалось преодолеть благодаря налаживанию PR?
Тарас: Вообще, во время рекрутинга случались разные истории. К нам по рекомендации пришел кандидат — я попросил провести с ним собеседование, казалось, что это потенциально наш работник. Но он скрылся на неделю. И уже позже написал, что испугался отрицательных отзывов о компании в интернете.
Интересно, что по нашему опыту люди, которые пишут такие отзывы, просто делают пакость. Когда мы реагируем на такие отзывы, всегда просим написать нам на почту, чтобы мы разобрались с ситуацией. Но никакого конкретного письма мы до сих пор не получили — эти комментаторы просто растворяются. Но люди видят такие комментарии и реагируют на них, доверяют. Поэтому мы заняли проактивную позицию и начали активно рассказывать о нашей истории, ценностях и всё, что делаем для команды с момента перемещения предприятия.
Наталья: Управляемый имидж компании — это важный фактор успешного бизнеса, особенно ощутимый в условиях военного положения.
С хейтерскими комментариями можно и нужно работать. А ведь отрицательные отзывы всегда будут во всех публичных компаниях. Как только бренд или человек становится немного публичнее, чем раньше, нужно готовиться к тому, что с позитивом прилетит и негатив. Тот же McDonald’s — один из самых известных брендов мира, но сколько хейтерских отзывов они получают! К сожалению или к счастью, хейт — это спутник популярности. Если у тебя нет хейтеров, ты не звезда. Когда ты успешен — кого-то раздражаешь. Такова правда жизни.
DELTA FOOD — это амбициозная компания, которая имеет длительную историю и большие планы и будет развиваться, масштабироваться на новом месте. Рост масштаба деятельности компании будет захватывать все больший и больший круг стейкхолдеров и широкой аудитории. И теперь управляемый имидж компании становится неотъемлемой составляющей бизнес-процесса.
Если говорить о тех этапах, которые мы уже прошли, то во время релокации, нам было важно познакомить региональное сообщество с компанией показать его ценности, опыт и планы, заручиться поддержкой, а также стратегическим вопросом было сформировать привлекательный публичный имидж работодателя, для быстрого расширения команды на новом месте — этим и занялось наше агентство.
В информационную компанию мы активно привлекли местную прессу — понимали, что есть кроме местного сообщества, есть много временно перемещенных лиц, которые внимательно читают региональные СМИ, хотят ориентироваться на месте. И эти новые люди требуются компании в команду. Нам как агентству очень импонируют ценности DELTA FOOD и открытость — в основе коммуникаций мы заложили честность, смелость отвечать на неудобные вопросы и готовность показать внутреннюю кухню предприятия. Мы рассказали о компании через реальные истории переехавших из Запорожья вместе с предприятием сотрудников, рассказали истории новых членов команды, кто присоединился уже на новом месте. Делали интервью с топменеджментом с ответами на вопросы, беспокоящие людей. Конечно, использовали новейшие действенные каналы коммуникаций — для привлечения сегмента молодой целевой аудитории использовали телеграмм-каналы, паблики местных СМИ в социальных сетях и нестандартную коммуникацию — предоставляли информацию о компании в формате комиксов.
За полгода нам удалось создать постоянный имидж компании в регионе, стать своими на новом месте, и эту историю мы будем продолжать и поддерживать в дальнейшем.
Вызовы войны и поддержка команды требует значительной внутренней мотивации и силы. Как вы мотивируете сами себя, как руководители?
Тарас: Для меня вопрос дисциплины и мотивации стоит на подсознательном уровне. Я сам цепляюсь за такие вещи, как ответственность за людей, за компанию, амбиции.
Если говорить о коммуникациях и поддержке людей внутри компании, это очевидно важно, потому что время сложное. Любой человек нуждается в понимании того, что с ним будет происходить завтра и послезавтра. И если ты являешься авторитетом для своих людей, их руководителем, то вероятно, к тебе минимальное уважение и для них важно услышать именно от тебя ценные и теплые слова, гарантии и перспективы того, что будет происходить в ближайшее время с компанией. Людям важна мотивация в то время, когда вокруг новости только плохие.
Наталья: С первого дня войны меня постоянно поддерживает то, что я не могу изменить тому, во что очень верю. Я верю в миссию ВАРТО: оказываем устойчивому бизнесу мощное публичное влияние. Доносим ценности брендов к сердцам миллионов. Укрепляя бизнес — укрепляем экономику страны. Нашему агентству 17 лет, и все эти годы в разных кризисах мы поддерживали украинский бизнес. Мы не могли отойти в сторону из-за войны, потому не остановились ни на день. Во-вторых, я чувствую ответственность за нашу команду, это невероятные люди и наш труд придает им смысл каждый день — меня мотивирует эта ответственность.
А еще меня очень мотивирует делать невозможное возможным: сделать агентству и нашим клиентам рост там, где в принципе, кажется, есть все лишь для падения.
В агентском бизнесе мы видим, что 40% украинских рекламных и коммуникационных агентств закрылись. Пугает ли меня это? Нет, злит и мотивирует двигаться быстрее, искать новые варианты решений, трансформироваться. Это те вызовы, которые заставляют чувствовать острее, быть ближе к команде и гордиться каждыми маленькими победами.