Оплата в валюте, более высокие гонорары, более перспективные проекты и названия известных компаний в строке опыт работы в резюме. Все это может принести сотрудничество с иностранными клиентами диджитал-специалистам — пиарщикам, копирайтерам, маркетологам, SMM-щикам и другим людям из креативного сектора. Но поиск клиентов и на знакомом рынке не всегда дает желаемые результаты, поэтому привлечь международных клиентов может быть сложнее.
Анна Носок, владелица диджитал-агентств A.A и POTOLOK, маркетинг и бизнес-консультант, которая сейчас живет и работает в Калифорнии, делится советами, как и где найти клиентов за рубежом.
Начните с резюме
Как бы великолепно ни было ваше резюме и как бы ни хотелось пропустить этап его обновления, без хорошо составленного CV ожидать потока клиентов бесполезно. В первую очередь его нужно перевести на иностранный язык — английский или любой другой в зависимости от ваших потребностей.
Структура резюме везде примерно одинакова, поэтому с этим сложностей возникнуть не должно: укажите опыт, начиная с последнего места работы и обратно, краткое описание обязанностей и результатов, которых вы достигли на должности, добавьте почту и ссылки на платформы LinkedIn или Behance.
За рубежом не принято добавлять в резюме фото, указывать пол или возраст, это признаки дискриминации, семейный статус тоже упустите. Выдумывать велосипед с оформлением не нужно, будь то лаконичный PDF-файл или скачанное резюме с LinkedIn. Не забудьте и о сопроводительном письме или cover letter. Да, их пишут не только у нас, это международная практика.
Фриланс или фултайм?
Еще после пандемии и перехода на отдаленный формат работы количество фрилансеров в мире значительно выросло, а к 2030 году, по оценкам McKinsey, в мире будет 500 миллионов фрилансеров. Найти работу на фрилансе — проектную или постоянную — будет в разы проще благодаря обилию бирж для поиска заказчиков.
Если вас интересует работа фултайм, ее могут предложить как крупные компании, постоянно размещающие вакансии на своих официальных сайтах, так и локальные агентства, медиа или небольшие организации.
Выберите тип занятости, который подходит именно вам и отталкивайтесь от этого в построении дальнейшей стратегии по поиску работы за рубежом.
Нетворкинг
Многие хорошие вакансии не доходят до платформ и нигде не публикуются. Здесь важную роль играет нетворкинг, потому что иногда найти клиента можно во время смол тока, который, на первый взгляд, даже мог не касаться работы.
Конференции — прекрасное место, где можно получить много новых знакомств, а благодаря хорошей самопрезентации и харизме еще и найти потенциальных клиентов. Ивенты для нетворкинга можно организовать и самостоятельно: собрать коллег, лидеров мнений в вашей сфере, пригласить лекторов. В Америке формат конференций отличается от наших тем, что люди приходят туда не послушать лекции или выступить самим, а найти инвесторов для своих стартапов или новых клиентов.
Сильный личный бренд
Если ваши соцсети говорят о вас как эксперте и даже могут заменить портфолио, полдела уже сделано. Не ждите, что заказчик найдется сам, расскажите, что вы в поисках новых проектов, попросите друзей распространить и расспросите своих знакомых, не ищут ли они классных специалистов.
Можно создать сайт-визитку, разместить там примеры работ и оставить ссылку в LinkedIn. Так потенциальный работодатель сможет лучше познакомиться с вами и вашими работами.
Платформы для поиска работы и клиентов
Есть немало платформ по поиску работы и размещению вакансий, где и заказчики, и ищущие работу могут найти все, что нужно.
LinkedIn — полноценная соцсеть, которая создана для поиска работы, установления рабочих контактов с рекрутерами, владельцами компаний, коллегами по цеху. Заполните свой профиль, добавьте всю актуальную информацию о работе и навыках, а также не забывайте проверять запросы на переписку. Рекрутеры начнут сами писать вам с предложениями работы, поэтому не упустите возможности.
Как и в любой соцсети, здесь тоже стоит быть активным — делать посты, писать комментарии, вести дискуссии, устанавливать дружеские связи, но все это с акцентом исключительно на рабочее общение.
Behance
Behance — еще одна социальная платформа для креативщиков. Вы можете создать свой профиль, добавить портфолио и искать работу или любые виды сотрудничества. Дизайнеры часто используют Behance в качестве замены Pinterest, чтобы искать референсы для собственных работ.
Fiverr
Fiverr — израильская онлайн-платформа, которая основной акцент делает именно на услугах фрилансеров. Там можно разместить свои резюме и портфолио копирайтерам, веб-дизайнерам, иллюстраторам, SEO-специалистам, разработчикам и многим другим.
Upwork
Одна из самых популярных и наибольших бирж фриланса, а потому и конкуренция там немалая. Чтобы профиль привлек внимание потенциальных работодателей и начали поступать запросы по первым заказам, подробно заполните профиль.
Платформа поддерживает Украину во время войны и передает деньги на благотворительность. Украинским фрилансерам предлагают отправить деньги в качестве пожертвования даже без покупки услуги.
Freelancer
Еще одна биржа с большим количеством вакансий в креативных областях. Вы можете найти работу в дизайне, копирайтинге, фотографии и многих других отраслях. Freelancer позволяет просматривать рейтинги клиентов и делать ставки на проекты.
Поиски клиентов могут занять немало времени, но, как и любой поиск работы, этот процесс требует терпения и максимального устранения ваших усилий. После получения первых заказов или офферов от иностранных компаний сарафанное радио заработает, а рейтинг на биржах будет стремительно повышаться.