Несколько десятков лет назад процесс трудоустройства был проще. Претендент беседовал с руководителем, который по итогам разговора сразу решал, принять человека на работу или отказать. Но с тех пор ситуация изменилась. Сегодня на каждую вакансию есть много соискателей. Если начальник или HR менеджер будет встречаться с каждым из них, то на остальную работу у него не останется времени. Поэтому в процесс отбора был введен предварительный этап — резюме. Желающие устроиться на свободное место сообщают информацию о себе, сотрудники кадрового отдела ее просматривают и тех, чьи данные им показались подходящими, приглашают на собеседование.
Если взглянуть на ситуацию с точки зрения психологии, то вырисовывается следующая картина. Сначала, на этапе ознакомления с резюме, работает эффект фрейминга. Он гласит, что от способа подачи информации зависит ее восприятие и, как следствие, принятое решение. Далее, в самом начале собеседования, включается «холодное чтение». HR менеджер в первые же секунды встречи составляет предварительное мнение о соискателе на основе анализа его одежды, внешности, речи и манеры поведения. И только после этого начинается разговор о способностях претендента, его профессиональном опыте, достижениях и т.п.
Поскольку на первом этапе для соискателя главное — попасть на собеседование, то, исходя из психологических выкладок, в своем резюме надо не просто рассказать о себе, а правильно подать информацию. Важность подобного подхода подчеркивается тем, что, как показывает практика, на чтение большинства текстов HR менеджеры затрачивают 15-20 секунд. Однако многие люди ошибочно считают, что можно писать, как в былые времена, что-то вроде «родился, учился, работал там-то и там-то». Это неправильно, данный формат резко снижает шансы заинтересовать нанимателя своей персоной.
На что обращают внимание рекрутеры?
В процессе подготовки резюме полезно учитывать, на что в первую очередь обращают внимание HR менеджеры. По данным Orange County Resume Survey, приоритеты распределяются следующим образом:
- Опыт работы на прежних должностях — 45%.
- Профессиональная квалификация и полученные практические навыки — 35%
- Насколько легко читается текст резюме — 25%
- Результаты работы, реализованные проекты — 16%
- Наличие грамматических ошибок — 14%
- Образование — 9%.
С полученными результатами перекликаются выводы исследования, проведенного в 2022 году. Согласно ему, работодатели прежде всего смотрят на профессиональные навыки (52%), личностные качества (47%) и опыт работы (38%).
Таким образом, можно сделать вывод, что в тексте резюме главными будут сведения об опыте работы, конкретных практических навыках и по личным качествам, которые обязаны соответствовать выбранной вакантной должности. Например, если человек желает устроиться бухгалтером, то важны внимательность и пунктуальность. Для работы с людьми имеет значение коммуникабельность и т.п. Кроме того, хорошо если резюме легко читается и написано без ошибок.
Виды резюме
Резюме можно составить одним из трех способов. Выбор зависит от опыта работы соискателя.
Хронологическое
Данный тип подходит в тех случаях, когда человек уже работал в должности, аналогичной вакантной, имеет в этом деле немалый опыт и результаты. В таком резюме описываются места работы в обратном порядке, начиная с последнего. По каждому из них сообщаются основные достижения.
Функциональное
Бывает, что человек не имеет большого опыта по выбранной должности, или просто хотел бы изменить специализацию. Сюда же относятся случаи, когда соискатель не хочет привлекать внимание к тому, что он часто менял работу или в трудовой деятельности был большой перерыв. Тогда акцент делается не на том, где и когда он трудился, а на его навыках, умениях и достижениях. То есть, в первую очередь описываются ключевые компетенции.
Комбинированное
Этот вариант считается лучшим, потому что он сочетает достоинства первых двух. Здесь надо описывать места работы, имеющиеся навыки и полученные результаты.
Общие советы
На составление хорошего резюме уходит несколько часов. Лучше сделать его не за один подход, а хотя бы за два-три. И пусть оно «вылежится» перед окончательным редактированием и отправкой. Самую главную информацию надо поставить в первых одном-двух абзацах. Не критично важную — можно в конце. Многие менеджеры более всего обращают внимание именно на первую и последнюю части текста.
Писать желательно простыми предложениями по 5-7 слов, без деепричастных оборотов и прочих изысков. Лучше не ставить сокращения, они могут быть не всем понятны. Текст надо делать структурированным, с разбивкой на абзацы, тогда информация легче воспринимается. Размер абзацев 3-7 строчек, более крупные тяжело читаются.
Объем резюме — не больше 2-х страниц, в идеале вообще одна. Оптимальный формат PDF, так не будет проблем с открытием и форматированием. Шрифт лучше Calibri, потому что Times New Roman больше подходит для технических текстов. Заголовки выделять жирным шрифтом.
Пошаговая инструкция составления резюме
- ФИО, контакты. Здесь все просто. Для связи надо использовать личную почту, а не рабочую. Еще лучше создать специальный e-mail в виде имяфамилия@домен.сом. Далее указать свой телефон, можно еще город проживания, но не полный домашний адрес.
- Summary (см. ниже).
- Места работы, начиная с последнего. Название фирмы и направление деятельности. Опыт указывать только тот, что подходит по вакансии. Весь жизненный путь описывать не нужно. Достижения — обязательно измеримые, с цифрами, без всяких расплывчатых фраз. Писать лаконично.
- Профессиональное образование, включая профильные курсы.
- Личные качества, навыки и умения. Требования те же, что и к описанию опыта в п. 2.
Summary пишется последним, но располагается сразу под контактами. Здесь надо кратко подытожить все написанное в резюме. Особенно постараться обратить внимание на профессиональный опыт, навыки и умения. Рекрутер должен с первых строчек понять, чем этот соискатель полезен компании.
Что не надо писать в резюме
По поводу предыдущих мест работы в резюме надо писать не об обязанностях, а о достижениях. Никому не интересно то, что соискатель должен был делать, лучше почитать чего он добился. Также не требуются адреса и контакты предыдущих мест. Равно как семейное положение и возраст. Писать ли об интересах? Только о тех, которые имеют какое-то отношение к вакансии, иначе не нужно. Не забывайте требование по компактности.
Грамматические ошибки делают все. Это понятно, однако они могут испортить общее впечатление. Поэтому желательно отдать готовый текст на проверку кому-нибудь из друзей или воспользоваться специальными программами. И ни в коем случае нельзя врать. Ложь быстро обнаружится и как минимум угробит репутацию. Немножко приукрасить? Можно, но изредка и в меру.
Писать ли по готовым шаблонам из интернета? Это соискатель решает сам. Хотя сотрудники CareerBuilder однажды провели опрос и выяснили, что каждому третьему работодателю такой метод не нравится.