Платформы социальных сетей стали источником новостей, которым люди доверяют и регулярно потребляют. Несмотря на то, что социальные сети могут принести пользу, у них есть и обратная сторона. Сегодня они перенасыщены фейковой информацией, которую не так просто выявить. Согласно исследованиям, она негативно влияет на общество. Более 80% граждан ЕС говорят, что они считают фейковые новости проблемой, как для своей страны, так и для демократии в целом.
Отношение украинцев к дезинформации в СМИ
Фейковые новости в Украине бывают самых разных форм: от пропаганды до манипулятивных материалов и полностью сфабрикованного контента.
В 2021 году аудитория стала больше обращать внимание на то, кому принадлежит СМИ, и меньше доверять любимым СМИ.
С каждым годом осведомленность аудитории о существовании оплачиваемых публицистических материалов растет: в 2021 году об этом знали 83% аудитории. Большинство считает, что они способны отличить одно от другого.
Точно так же 83% респондентов знают, что в СМИ иногда появляются фейковые новости и дезинформация.
Опрос, проведенный Internews и USAID, показал, что, хотя украинцы говорят, что они мало доверяют российским СМИ — одному из основных источников дезинформации, — их способность выявлять фейковые новости остается низкой.
Согласно исследованию, 65 % украинцев заявили, что могут отличить фейковые новости от настоящих. Однако при тестировании на трех реальных примерах только 11% из этих людей точно идентифицировали все фейковые новости.
Основными признаками недостоверности информации респонденты считают абсурдность и нелогичность материала, отсутствие фактов, а также освещение информации только из одного источника.
Fake News слово 2017 года по версии Collins English Dictionary
Что такое дезинформация?
С тех пор как термин fake news («фейковые новости») вошел в наш обиход в 2016 году, в период предвыборной гонки в США, масштабы и методы распространения недостоверной информации только увеличились.
В наши дни вы можете услышать слово «фейковые новости», которые обычно относятся к термину «дезинформация». Он определяется как «распространяемая ложная информация, которая намерено вводит в заблуждение». Фейковые новости зачастую гораздо более убедительны и эмоциональны, чем настоящие новости.
Итак, если вам случится делиться контентом с фейковой информацией, не зная их достоверность, то вы распространяете дезинформацию. Почему? Потому что дезинформация по определению может распространяться независимо от намерений.
Разница между дезинформацией и ложной информацией
На первый взгляд кажется, что дезинформация и ложная информация – это одно и то же. Хотя результаты и влияние дезинформации и ложной информации могут быть одинаковыми, разница между этими двумя терминами на самом деле заключается в намерении.
Отличие между ними заключается в том, что ложная информация — это ложная или неточная информация, которая распространяется непреднамеренно, а дезинформация — это преднамеренно ложная информация, распространяемая с целью манипулирования эмоциями. Дезинформация обычно предназначена для того, чтобы повлиять на социальные, политические или экономические результаты и, в конечном итоге, нанести вред. Дезинформация возникают чаще, «когда есть дефицит данных или вакуум данных». Эта проблема не нова, но за последние несколько лет она стала все более заметной.
Почему фальшивые новости в социальных сетях — это проблема
По данным The Washington Post, исследователи из Нью-Йоркского университета и французского Университета Гренобль-Альпы обнаружили, что с августа 2020 года по январь 2021 года статьи от известных поставщиков дезинформации получили в 6 раз больше лайков, репостов и взаимодействий, чем законные новостные статьи.
Когда речь идет о социальных сетях, мы знаем, что дезинформация может распространяться невероятно быстро благодаря технологиям, скорости и доступности Интернета. Пользователи социальных сетей делятся историями, от видео вне контекста до новостных статей.
Проблема фальшивого контента существует не только в новостях, которые мы читаем, и заголовках, с которыми мы сталкиваемся, но и в аккаунтах и комментариях, которые сегодня можно найти на цифровых платформах.
Сейчас, ввиду сложившейся ситуации в мире, огромное количество фейков про коронавирус. Например, по результатам поиска Google и Яндекса, на первом месте в Центральной Азии стоит фейк о том, что Китай якобы заработал на коронавирусе 20 миллиардов долларов. Следующий пример, в начале 2020 года в заголовках газет появился ряд мифов о предполагаемом лечении COVID-19.
Ниже приведены некоторые типы дезинформации в социальных сетях:
Кликбейт
Clickbait — это сенсационный контент или заголовки, предназначенные для привлечения внимания, апеллируя к эмоциям (часто гневу) или любопытству читателей. Как следует из названия, цель кликбейта — приманить читателей к взаимодействию с контентом с целью получения дохода от рекламы.
Если этого недостаточно, он может распространять фейковые новости. Возмущенные читатели могут делиться этим плохо изученным и написанным контентом со своими социальными кругами, направляя плохую информацию все большему количеству глаз.
Его примеры можно найти повсюду. Это повсеместная тактика, применяемая маркетологами и создателями контента в социальных сетях, недобросовестных новостных сайтах и блогах. Вот некоторые примеры заголовков, которые могут указывать на вероятный кликбейт:
- «10 хитростей для идеальной кожи (вы не поверите, №4!)»;
- «12 способов употребления авокадо, о которых вы даже не подозревали»;
- «Самые серьезные налоговые уловки, о которых вам не сообщает ваш CPA».
Вводящие в заблуждение заголовки
Так же, как и приманка для кликов, вводящие в заблуждение заголовки могут использоваться для возбуждения интереса, апеллируя к нашим эмоциям и любопытству. Даже если сама статья хорошо написана и основана на фактах, ее содержание может создать ложное впечатление, если заголовок вводит в заблуждение. По этой причине такие заголовки могут называться «кликбейт», даже если они не подходят под определение этого термина, приведенное выше.
К сожалению, исследования показывают, что большинство пользователей социальных сетей делятся статьями на основе заголовка, фактически не прочитав статью. Если заголовок неточно отражает правду, он может иметь такой же эффект, как и истории, являющиеся полными выдумками.
Пропаганда
Пропаганда состоит из предвзятой и потенциально ложной информации, которая распространяется через СМИ, и предназначена для манипулирования своей аудиторией, заставляя ее придерживаться определенных мнений. В пропаганде используется множество тактик, в том числе:
- Эмоциональные призывы: как и другие формы дезинформации, пропаганда часто опирается на эмоциональные призывы, чтобы вызвать интерес и манипулировать читателями.
- Использование лжи или «полуправды»: пропаганда может откровенно лгать, чтобы убедить читателей. В качестве альтернативы он может использовать частичные цитаты, искаженную статистику или другие нечестные методы для поддержки определенной точки зрения.
- Отзывы: в пропагандистских статьях могут также содержаться отзывы, иногда от известных знаменитостей, чтобы поддержать их точку зрения. Их тоже иногда выдумывают.
Чтобы увидеть современные примеры пропаганды, посмотрите контент, создаваемый кандидатами в президенты, от рекламы до выступлений. Аргументы и призывы, используемые в политическом контенте, часто содержат эмоциональные призывы, представляют искаженную информацию и полагаются на поддержку уважаемых знаменитостей и политиков.
Примеры фейковых новостей:
Как бороться с фейковыми новостями и дезинформацией
Для того, чтобы бороться с фейковыми новостями и дезинформацией в социальных сетях, вам нужно сначала уметь их распознать. Вы узнаете, что имеете дело с фальшивыми новостями в социальных сетях, когда увидите явную предвзятость, присущую материалу, или то, как он пытается вызвать чувства гнева и недоверия у определенного человека, группы людей. Иногда этот контент может поступать из новостного агентства, которое звучит незнакомо, неизвестно или не имеет признаков доверия.
На что следует обратить внимание при выявлении фейковых новостей в социальных сетях:
- доверие к сайту;
- известен ли автор;
- если есть ряд орфографических и грамматических ошибок;
- если претензии не имеют смысла;
- если нет цитируемых точных источников.
Не на всех платформах социальных сетей есть четкие инструкции о том, как бороться с фальшивыми новостями в социальных сетях. Однако, если вы столкнетесь с дезинформацией, вы можете (и должны) сообщить о ней.
У каждой платформы есть способ сделать это. Приведем пример в Facebook:
Facebook:
Если вы натолкнетесь на информацию в Facebook, содержащую вредоносную дезинформацию, вы можете найти вверху страницы раздел и выбрать «Найти поддержку или страницу отчета». Выберите «Мошенничество и поддельные страницы», затем нажмите «Далее», чтобы сообщить о странице Facebook.
Выводы:
Понимание различных способов распространения ложной информации, а также мотивов и призывов к ней важно для предотвращения и борьбы с ней. Фальшивые новости — не новость, но то, как они используются в сегодняшней среде, — это то, что нужно учитывать.
Игра в правду или как распознать фейковые новости
Facebook покупает рекламу в индийских газетах, чтобы предупредить о фейках в WhatsApp