75% компаний используют ИИ для выполнения рутинных рабочих задач. «Умные» программы способны не только темы для блога набросать или пост перевести, но и сделать что-то более творческое. 31% маркетологов считают, что искусственный интеллект помогает лучше понимать отраслевые тренды и запросы целевой аудитории. В этой статье мы рассмотрим, что умеют платформы на основе ИИ, и какие маркетинговые задачи им действительно можно доверять, а что лучше оставить специалистам из плоти и крови.

Искусственный интеллект в SEO
Бездумное использование искусственного интеллекта для наполнения сайта и его оптимизации может загнать вас под санкции поисковых систем. И если раньше можно было публиковать даже искусственно сгенерированные статьи, нафаршированные ключевыми словами, то сейчас ситуация совсем другая. Копирайтеры, маркетологи, сеошники и SMM-специалисты ищут золотую середину, балансируя между аутентичностью и автоматизацией.
Как искусственный интеллект влияет на органический трафик?
Чтобы не попасть под фильтры поисковых систем, важно понимать, как работают их алгоритмы, ведь правила часто меняются. С весны 2023 года Google не ранжирует сайты с контентом, сгенерированным искусственно. В первую очередь это касается страниц, созданных автоматически. А ведь все помнят времена, когда можно было нагенерировать текстов, добавить их на сайт и получить хорошее ранжирование.
Сейчас попадание под санкции может нанести серьезный удар по репутации не только сайта, но и бренда в целом. Чтобы вернуть все, как было, может потребоваться много времени и усилий. Если вы не хотите заменять весь опубликованный контент или вообще менять структуру веб-ресурса, не злоупотребляйте искусственным интеллектом.
На сегодня Google прекрасно определяет контекст и намерения пользователей. Вообще поисковые системы понимают сарказм и знают синонимы, можно сказать, они обладают чувством юмора и «чувствуют», какой текст «склепан» с помощью ИИ, а какой написан живым автором.
Конечно, бывают исключения, когда частично искусственные описания не нанесут большого вреда. Это касается коммерческих текстов о товарах и услугах, но и там советуем привлекать редакторов и копирайтеров, которые будут брать ИИ-контент за основу и «оживлять» статьи, проверять фактическую достоверность, правильное вхождение ключевых слов и другие важные нюансы.
Если текст имеет много признаков сгенерированности, то поисковые системы могут посчитать его искусственным. Для интернет-магазинов это менее критично, так как, например, если пользователь ищет конкретную модель телевизора, даже простое описание поможет ему сделать выбор.
Однако в случаях, где речь идет об информационных запросах типа «как выбрать», «как настроить», «как прицепить», Google может не показывать такие страницы в выдаче. Кроме того, искусственный интеллект работает по принципу научных работ: если информация сгенерирована на основе других источников, Google скорее возьмет эти оригинальные данные, а не сгенерированный текст.
Страница интернет-магазина, которая содержит немного искусственный текст с релевантными ключевыми словами — это лучше, чем полное отсутствие описаний. Но если вы нацелены на хорошие результаты, а тем более, если у вас экспертный блог, забудьте о делегировании статей роботам.
Вместо этого искусственный интеллект можно использовать для создания метатегов, например, Title и Description для каталога сайта. Позаботьтесь о том, чтобы чат-бот GPT знал не только ключевые слова, но и частотность запросов и другие важные данные, например, информацию о преимуществах компании и потребностях целевой аудитории.
Что касается заголовков и описаний, здесь Chat GPT может быть полезным. Для новых сайтов, которые имеют мало контента, его можно использовать для генерации заголовков и описаний. Но пользователь должен проверять эти данные после генерации.
Например, если кто-то ищет «ноутбук Dell», а в регионе также популярный запрос «лэптоп Dell», инструмент может предложить эти синонимы.
Поэтому, искусственный интеллект помогает SEO-специалистам оптимизировать подбор синонимичных ключевых слов, «хвостов» для голосового поиска и локального продвижения и еще много чего, о чем пойдет речь дальше.
Рейтинг сайта в ChatGPT
Многие до сих пор недооценивают силу рейтинга веб-ресурса в ChatGPT или вовсе не задумываются об этом показателе. По данным SimilarWeb ChatGPT является 28-м по популярности сайтом в мире. Он имеет аж 1,4 миллиарда посетителей в месяц.
Модель ChatGPT продолжает учиться, набор данных будет расширяться. Поэтому у каждого есть шанс появиться в рекомендациях ИИ по релевантным запросам. И возможно не все знают, что бизнес имеет возможность не только использовать ИИ в SEO, но и попасть в рекомендации того же ChatGPT или другой ИИ-выдачи.
По запросу «Где лучший кофе во Львове? Посоветуй список кафе в старом городе» чат-бот выдает список локаций со ссылками на веб-ресурсы и расположением на карте.

Рекомендации львовских кафе в ChatGPT
А по запросу «List of top SMM agencies in the USA (8-10)» ИИ предлагает перечень агентств и указывает, из каких источников взята информация. Как видите, в основном это подборки, рейтинги, размещенные на тематических авторитетных площадках.

Рекомендации SMM-агентств в ChatGPT
Что же надо сделать, чтобы ChatGPT рекомендовал вашу компанию, магазин или вас как эксперта?
Больше упоминаний о бренде (отзывы, статьи, пресс-релизы), в идеале участие в рейтингах. Дополнительно можете сами отслеживать какими источниками для примера руководствуется AI, стучаться в эти источники, или параллельно строить новые рейтинги и продвигать их.
Упоминания о бренде и релевантность ключевых слов на страницах больше всего влияют на попадание в рекомендации чата GPT.
При создании стратегии продвижения не забудьте, что есть поиск «без кликов». Google анонсировал новый режим поиска на основе ИИ в 2023 году. Так появились расширенные ответы от Bard (позже Gemini). Летом этого года функции расширились, появились ответы на украинском, сервис интегрировали с Google Maps и YouTube.
Основным преимуществом поиска «без кликов» является скорость, ведь путь пользователя при поиске нужной информации значительно сокращается. Также стоит сказать о выполнении сервисом нескольких функций одновременно, как анализ большого объема данных, планирование, подведение итогов. И не менее важной является способность к анализу пользовательского поведения. С разрешения юзера ИИ учитывает его действия и на основе этого формирует персонализированные результаты.

Пример выдачи AI Overview
То, что удобно для пользователей, не всегда хорошо для сайтов. Люди стали реже посещать веб-ресурсы, трафик продолжает падать. Чтобы в 2025 году не остаться совсем без целевых посетителей, важно создавать качественный контент — оптимизированный и не искусственный. Структурированные данные и микроразметка тоже положительно влияют на SEO, особенно в современных условиях.
Что из SEO можно доверить искусственному интеллекту?
Когда все бросились генерировать тексты с помощью ИИ, это напомнило переспамленные ключевыми словами страницы. По крайней мере до 2005 года «черное» SEO работало, и для хорошего ранжирования достаточно было добавить метатеги и как можно больше ключевиков на каждую страницу. Популярным и до поры до времени действенным было еще наращивание спамных ссылок и искусственное повышение показателей сайта.
Нечестные способы оптимизации давно прошли, проходит и бум искусственного интеллекта в SEO. Вы можете использовать его и для написания текстов, особенно если это посты для социальных сетей. Пока что четких запретов нет, но нужно ли рисковать репутацией сайта, если Google и другие поисковики все хуже относятся к ИИ-контенту?
Нет запрета на публикацию автоматически созданного контента и закона, запрещающего это… Но использование автоматически созданного контента не является жизнеспособным, если цель состоит в том, чтобы получить высокий рейтинг в поисковой системе Google».
«AI For SEO: Can You Work Faster & Smarter?», — Roger Montti, Search Engine Journal
Не советуем использовать ИИ для написания текстов, даже их фрагментов. Напротив, изменения алгоритмов поисковиков увеличивают важность уникального и полезного контента. Самое время адаптировать свой контент под E-E-A-T, если вы не делали этого раньше.
Опыт, экспертиза, авторитетность и надежность — эти факторы являются определяющими для оценки веб-страниц поисковыми системами, поэтому качество текстов чрезвычайно сильно влияет на ранжирование.
Вы можете улучшать качество контента для SEO, сочетая несколько методов:
- публикация положительных отзывов и их добавление клиентами на сторонние ресурсы;
- проведение исследований, интервью, опросов и публикация результатов, создание авторского контента, не имеющего аналогов в интернете;
- использование информации из многих проверенных источников и творческая ее обработка, использование цитат с указанием авторства;
- создание страниц авторов статей с описаниями их опыта и квалификации, ведь информационный контент должен быть экспертным;
- размещение источников, добавление ссылок на авторитетные тематические сайты;
- написание аутентичного контента, с сохранением авторского стиля, tone of voice компании.
Зато копировать статьи из результатов чата GPT и размещать на сайте категорически не советуем. Однако вы можете локализировать контент с помощью ИИ, с этим он справляется на ура. Это может быть как обычный перевод текста на другой язык, так и озвучка видео с помощью HeyGen или другого инструмента.
Искусственный интеллект повлиял еще и на SEO, и не очень положительно для тех, кто раньше генерировал тексты. Например, с февраля 2023 года Google официально написал, что теперь он по-другому ранжирует сайты. И те бизнесы, которые раньше получали трафик за счет искусственно сгенерированного контента, сейчас наблюдают у себя уменьшение трафика.
Многие платформы расширили свой функционал инструментами ИИ. Например, элементы ИИ использует SEO-сервис Serpstat, а компания Grammarly выпустила GrammarlyGO для создания текстов.
Если вы попросите чат GPT придумать контент-план для блога, это будет актуально только для «вечнозеленых» тем. Текстовые модели обычно ограничены в доступе к последним новостям, поэтому новостные рассылки и дайджесты никто не отменяет.
Можно привлекать программы на основе ИИ к курированию контента, воспроизведению его в разных форматах. Например, если у вас есть хорошая статья, попросите чат-бота кратко пересказать текст, после чего адаптируйте его под конкретную социальную сеть. ИИ не может знать обо всех возможных офферах и потребностях целевой аудитории, поэтому без вычитки и дополнений пост не будет настолько интересным и эффективным, как после редактирования человеком.
Если же говорить конкретно о SEO, то присутствие на сайте мультимедийного контента способствует тому, что посетители задерживаются на страницах дольше. Это положительно влияет на показатели веб-ресурса и на его позиции в поисковых системах.
Еще одно полезное умение ИИ-ботов — генерирование вопросов для раздела Frequently Asked Question. Для этого опишите свой бизнес, предоставьте перечень рубрик блога и укажите дополнительные пожелания. Чем детальнее вы объясните, тем лучше будут результаты. Об этом рассказываем далее.
Почему правильные промпты — это важно?
Промптами называют команды, сформулированные для ChatGPT или иной языковой модели искусственного интеллекта. В блоге Marketing Link об этом есть целая статья. Вместе с развитием ИИ популяризируется перспективная профессия — промпт-инженер. Это специалист, который умеет четко и точно давать задания ИИ-программам.

Пример промпта о подборе ключевых слов и ответа чата GPT
Инженерия подсказок — это целая отрасль, которая заключается в создании понятных инструкций для программ ИИ. Качественные промпты помогают искусственному интеллекту развиваться, ведь все замечания и пожелания учитываются языковыми моделями.
Взаимодействие человека и искусственного интеллекта можно сравнить с сотрудничеством специалистов разного уровня. Чем четче и информативнее техническое задание, чем больше исходных данных и примеров, тем лучше будет выполнена работа.
Так выглядит контент-план по запросу «Создай контент-план для блога на сайт косметолога»:

Контент-план по запросу
А так — после расширения промпта: «Создай контент-план для блога на сайт косметолога в виде таблицы:

Контент-план по запросу в виде таблицы
Целевая аудитория — женщины в возрасте 30-60 лет, имеющие бизнес или занимающие руководящие должности. Основные рубрики блога: процедуры и ценообразование, уход за кожей и волосами дома, интересный контент об изменениях кожи и волос с возрастом, об активах и спф-кремах».
Подбор ключевых слов для оптимизации под голосовой поиск
Голосовой поиск и искусственный интеллект тесно связаны между собой. Искусственный интеллект определенным образом повторяет алгоритмы поисковых систем и генерирует информацию на основе запросов пользователей. Теперь не обязательно тратить время на то чтобы гуглить рецепты или инструкции. Быстрее будет спросить голосового помощника и получить точный ответ.
Основная цель голосового поиска — освободить пользователей от необходимости вручную вводить длинные запросы. Теперь можно их просто проговаривать. Удобно, если вы постоянно что-то делаете и спешите, а информацию ищете с телефона.
«Однозначно пришло время отказаться от роботизированной тактики заполнения ключевых слов и принимать более естественный, ориентированный на пользователя подход, где настоящая магия заключается в том, чтобы слушать свою аудиторию в буквальном смысле этого слова».
Наталья Мандрыкина из Marketing Link
Развитие голосового поиска повлияло и на формулировку запросов, особенно на их длину. Низкочастотные ключевые слова приобрели новое значение. По ним советуем продвигать страницы конкретных товаров и услуг. Пользователи склонны уточнять свои запросы до мельчайших мелочей, если это голосовой поиск. Поэтому адаптация сайта к оптимизации для ИИ включает использование таких ключевиков как «купить телевизор 55 дюймов самсунг».
«Запросы типа «купить телефон Киев», для голосового поиска менее актуальны, люди используют для надиктовки более разговорные фразы такие, как «где купить телефон в Киеве». Поэтому именно для голосовых запросов лучше использовать ключевые фразы с хвостом — long-tail, так как они более естественны для разговорного стиля. Но для того, чтобы ранжирование ресурса не было только по низкочастотным запросам и чтобы не исключать ту группу людей, которые пользуются ручным вводом, то по ВЧ ключам нужно продвигать разделы/категории, а товарные страницы и страницы фильтров адаптировать для голосового поиска».
Анна Овчинникова из Marketing Link
Тематические long-tail запросы считаются самыми точными, они касаются конкретной темы, для них характерна сложная формулировка и детализация: «курсы промпт инженеров онлайн с сертификатом».
Отдельно выделяют такой тип ключей как дополняющие long-tail запросы, они расширяют одну или несколько тем, например, «топ рецептов с бобовыми». А для смешанных long-tail ключевиков характерна сезонность, включение собственных названий, топонимов, например, «где купить и установить автосигнализацию в Киеве».
Согласно данным Google, около 15% поисковых запросов являются абсолютно новыми и в то же время низкочастотными. Пользователи уточняют, что именно хотят найти, тем самым влияют на факторы ранжирования. Поисковики, в свою очередь, уже очень хорошо понимают разговорный стиль, сленг, в общем разговаривают на языке пользователей.
Благодаря популяризации голосового поиска запросы все чаще имеют вид вопросов. Вы можете подбирать ключевые слова с длинным хвостом с помощью таких инструментов как Google Search Console, Ahrefs, Serpstat и поисковых подсказок самого Google.
Выводы
Публикация на сайте контента, сгенерированного искусственным интеллектом, может привести к падению позиций и уменьшению трафика. Google распознает ИИ-контент и теперь идентифицирует его как спам. Поэтому из-за ИИ-контента веб-ресурс может быть частично или полностью деиндексирован поисковой системой.
Искусственно сгенерированные статьи на сайте стоят в одном ряду со спамом, плохим пользовательским опытом, использованием просроченных доменов, навязчивой рекламой или плагиатом. Вы можете обращаться к программам на основе ИИ за помощью с поиском идей, структурированием информации или локализацией контента. Однако создавать материал для сайтов должен человек.
FAQ
Как искусственный интеллект влияет на SEO?
С развитием ИИ возросла популярность голосового поиска. Запросы стали более разговорными, а пользователи стали чаще использовать длинные и очень детализированные ключевые слова для поиска конкретных товаров или услуг.
Как попасть в рекомендации ChatGPT?
Чтобы сайт попал в рекомендации ChatGPT, нужно увеличивать количество упоминаний о бренде на авторитетных сайтах и в положительных отзывах, использовать релевантные ключевые слова, публиковать уникальный авторский контент.
Что из SEO можно доверить искусственному интеллекту?
Искусственному интеллекту можно доверить рутинные задачи, например, подбор тем и идей, создание Title и Description, перевод контента.