«Вам срочно нужен блог» — такое владельцы бизнесов или маркетологи часто могут услышать от SEO-специалиста. Но часто после этого утверждения у владельцев сайтов появляется еще больше вопросов. К примеру, а зачем? Что мы от этого получим? Как правильно вести этот блог, чтобы достигать поставленных целей?
Я — SEO-специалист с более чем 10-летним опытом работы в маркетинге. Так что в этой статье попробую на понятном языке объяснить что, где, когда и зачем?
Важное уточнение: я расскажу о нюансах ведения блога не с точки зрения формирования контент-плана, а с точки зрения SEO-оптимизации сайта.
Зачем на сайте блог: что говорят владельцы бизнесов и SEO-специалисты?
Если спросить владельцев бизнеса/сайтов о том, почему они приняли решение создать блог, можно услышать следующие основные идеи:
- так посоветовали SEO-специалисты;
- ибо есть у конкурентов, а это сигнал, что нам нужно тоже;
- имеем на это ресурсы — специалистов и время;
- хотим стать лидером мнения на рынке, демонстрировать свою экспертизу;
- с целью конвертирования читателей блога в клиентов;
- для заработка (продавать рекламные статьи или ссылки);
- в образовательных целях: обучать свою аудиторию и клиентов и т.д.
Каждое из этих мыслей может быть верным. Но сначала стоит взглянуть на это с точки зрения SEO-оптимизации и пользы для всего домена. Зачем блог для SEО?
- Рост органического трафика. Как это работает? Качественные и интересные статьи могут попадать по поисковым запросам в ТОП-10, и это, конечно, увеличит количество трафика на сайт. Но важно понимать, что трафик не равен клиентам.
- Улучшение поведенческого фактора на сайте. Читая материалы в блоге, человек проводит на сайте больше времени. А этот показатель является одним из важных факторов ранжирования поисковиков.
- Увеличение количества ссылок на сайт. Полезной и интересной статьей не лень и поделиться. Из своего опыта подмечаю, что если материал крутой, люди без дополнительного поощрения делятся им в соцсетях, форумах или ссылаются на свои статьи.
- Блог помогает поисковой системе лучше понять тематику сайта.
Базовый чек-лист по SEO-оптимизации блога
Создание блога – это не просто сделать новый раздел и публиковать там материалы. Чтобы все четко работало, существует ряд требований, как правильно оптимизировать статьи. Ниже приведены базовые советы по SEO-оптимизации статей.
Совет 1
Добавляйте содержание статьи. Специалисты называют его TOC, сокращенно от Table of Content. Его можно писать вручную или использовать готовые плагины WordPress, которые формируют содержание, учитывая подзаголовки. В содержании обязательно должны стоять анкорные ссылки, чтобы при нажатии на них читатель сразу попал на интересующий его блок статьи.
Совет 2
В заголовках используйте ключевые запросы H1, H2,…,H5 и т.д. и размечайте эти заголовки. Не забывайте собирать семантику под каждую статью и зашивать ключевые запросы в заголовки\подзаголовки. Но осторожно без спама. Ниже приведен хороший пример, где в заголовках несколько раз использованы ключевые запросы:
Совет 3
Ключевые запросы существуют как высокочастотные, так и среднечастые, низкочастотные. Итак, в материале используйте разные запросы: как высокочастотные, так и низкочастотные, не поленитесь собрать всю семантику для тематики статьи.
Совет 4
Добавляйте уникальные изображения и обязательно прописывайте Alt с ключевыми запросами к картинкам.
Совет 5
Создавайте нумерованные и маркированные списки, размечайте текст по содержательным блокам, добавляйте таблицы, диаграммы и т.д. Поисковые системы «не любят», когда текст «простыней».
Совет 6
Статья, публикуемая в блоге, должна быть уникальной.
Совет 7
Сохраняйте регулярность публикаций. Лучше опубликовать по две статьи в неделю, чем восемь материалов в день.
Совет 8
Не пишите каждый день, пишите качественно. Качество всегда превалирует над количеством. Лучше, чтобы у вас было меньше статей, но они, например, попали в ТОП-3 в Google, чем много материалов, потерявшихся на второй или третьей страницах поисковика.
Совет 9
Не забывайте добавлять в статью блок с вашим товаром или ссылку на ваши услуги в тексте.
Совет 10
Если в статье есть внешние ссылки на неизвестные вам сайты, рекомендуется закрывать их тэгом nofollow. Трастовые ссылки (доверяемые) можно не закрывать.
Совет 11
Если вы пишете на тему здоровья, красоты, обязательно добавляйте ссылки на исследования авторитетных институтов или университетов.
Совет 12
Используя Google Search Console, отслеживайте результаты и анализируйте, какие ключевые запросы наиболее распространены, как работают ваши статьи. Приходите к выводу, что можно улучшить, какие ключевые слова добавить в текст во время следующего рерайта статьи. Например, если статья не хочет ранжироваться по нужным вам ключам, их можно «усилить» в тексте.
Совет 13
Добавляйте подходящую микроразметку, например Article, FAQ.
Совет 14
Укажите автора или пригласите кого-то сделать просмотр статьи. Это позволит вам добавить текст “Reviewed by”. Автором должен быть реальный человек, у которого есть соцсети, информацию о котором можно найти в поисковике.
Совет 15
Обновляйте статьи, опубликованные давно. Да, этот способ работает. Можно их актуализировать, добавить информацию и дату обновления материала.
Совет 16
Делайте перелинковку между статьями, связанными тематически. Например, «Вам тоже будет интересно…»
Совет 17
Добавляйте FAQ — ответы на часто задаваемые вопросы. Если правильно разместить этот блок, то он участвует в формировании сниппета — сокращенного описания веб-ресурса или отдельной его страницы. В него можно «зашить» низкочастотные запросы.
Совет 18
Добавляйте кнопки «Поделиться в соцсетях».
Совет 19
Обязательно проследите, чтобы URL статьи попал в sitemap.xml — карту сайта.
Совет 20
Отслеживайте индексацию материалов. Если статья не индексируется, делайте это насильственно через Google Search Console или другими инструментами.
Совет 21
Занимайтесь линкбилдингом — размещайте ссылку на вашу статью на других сайтах.
Ошибки, которые специалисты допускают чаще всего в работе с блогом
После того как вы все сделали, стоит провести работу над ошибками. Из своего опыта я собрала список ошибок, которые я встречала на сайтах неоднократно:
- Неразмеченные заголовки статей. Часто в технической задаче SEO-специалист указывает важность разметки, но при публикации на сайте забывают размечать именно Н1, Н2 и т.д.
- Когда в тексте 15 раз использован один и тот же высокочастотный запрос, но нет низкочастотных (или их мало). Получать трафик можно скорее именно из низкочастотных запросов.
- Ошибки в изображениях, например:
- изображение вставлено со ссылками на другие сайты. Все изображения должны быть собственными;
- изображение с водяными знаками;
- без ALT-ов;
- слишком велик размер картинок. Это отрицательно влияет на скорость загрузки страницы;
- некоторые изображения, например, после переезда сайта остались на http-протоколе. Это довольно странный кейс для 2023 года, но да, до сих пор такое встречаем.
- Неуникальные тексты, полностью или частично сворованные с чужого сайта.
- Когда копирайтеры изменили заголовки и отменяли ключевые запросы.
- Когда сайт имеет несколько языковых версий, но статья не переводится и публикуется на всех языковых версиях на одном языке.
- Отслеживание результатов. Иногда об этом забывают, но так поступать не надо. К примеру, ваша статья может находиться на 11-й позиции и вы можете ее доработать, дотянуть до ТОП-10. Если же не отслеживать результаты, вы просто не заметите этого.
- Часто встречаются внутренние ссылки с ошибками 404 или 301.
- Отсутствует структура и логика блога, публикуются статьи на совершенно разные темы.
- Блог закрыт в robots.txt. Так случается, когда вы закрывали сайт, тестировали его, но забыли открыть.
- Забыли добавить статьи в sitemap или sitemap сам не обновляется, при том, что материалы публикуются.
- Когда в Title и Description просто копируют заголовок статьи. Не поленитесь прописать уникальные Title и Description.
- Орфографические ошибки. Всегда следует проверять внимательно тексты. Для автоматизации этого процесса рекомендую использовать контент-инструменты, например Grammarly или LanguageTool.
- Указанный автор статьи — SEO или admin. Зачастую можно встретить такое на сайтах, созданных на WordPress-платформах.
Но основная ошибка, которую я встречаю, это статьи, опубликованные исключительно ради трафика. Всегда задайте себе вопрос “Можно ли потом конвертировать читателей в своих клиентов? Или какой другой бенефит мы от этого получим?
Если статья не несет ценности для читателя и ответа на вопросы вы не знаете, стоит подумать, публиковать ли этот материал вообще.
Вместо вывода
Ключ к успеху блога — это регулярность его ведения. Нет никакого смысла в том, чтобы нанимать SEO-специалиста и копирайтера на один месяц, ждать чуда после первых трех статей, а через месяц остановить работу, потому что «не сработало».
Поэтому перед тем, как начать, подумайте и взвесьте все за и против. Ведь стратегия «блог ради блога» — не работает. Либо не делайте совсем, либо вкладывайте в это ресурсы постоянно. Однако я до сих пор убеждена, что блог сильно помогает в продвижении сайта. Так что успехов вашему блогу!
Дополнительная информация для тех, кто хочет знать больше:
- Подробный гайд для асессоров Google — приготовьтесь к прочтению 176 страниц, на которых подробно описаны требования к сайтам и их блогам от Google.
- Советы по созданию и ведению блога от SEO-платформы Ahrefs.
- Подробный гайд о SEO- блоге от Backlinko.