Война повлияла на восприятие Украины в мире, поддержку международного сообщества и нарративы в СМИ. Как изменилось отношение к стране и украинцам, через призму коммуникаций изучал сервис медиамониторинга LOOQME для инициативы Brand Ukraine и МИД Украины. О результатах исследования рассказала CEO компании Оксана Кононова во время Weekend Media Festival (Ровинь, Хорватия). Делимся важнейшими тезисами.
Сейчас LOOQME реализует много волонтерских проектов, среди которых медиааналитика для инициативы Brand Ukraine и МИД Украины. Специалисты компании собирают и анализируют упоминание Украины в мире. Только за прошлый год удалось проанализировать более 200 млн таких упоминаний. Чтобы управлять этим масштабом данных, компания настроила модель машинного обучения для выявления тенденций, ключевых информационных кластеров для шести разных языков, семантических корреляций и атрибутов бренда.
Украина была основной темой в мире. Это внимание мы смогли использовать в свою пользу и получить реальные преимущества — оружие, деньги, поддержку. Сейчас может казаться, что это было неизбежно, но не так: до войны нас не воспринимали как нацию героев. Отчаянная оборона Мариуполя, успехи наших военных, рвение и трудолюбие беженцев изменили отношение к нам. #SupportUkraine был в топе хештегов Твиттера.
Медиаполе напрямую зависело от инфоповодов. К сожалению, первые полгода войны россия предоставляла их много. Далее упоминания добавили успехи украинских военных на фронте, например контрнаступление на Харьковщине и частичное освобождение Херсонщины.
Вся наша работа проходит в условиях борьбы с российской дезинформацией и откровенной ложью. С этим невозможно бороться симметрично. ИПСО, неточная информация, просто выдумки — их слишком много, а мы слишком расстроены и готовы часто поверить во что угодно. Тем более, что значительная часть дезинформации использует вполне реальный фактаж, хотя и прикручивает к нему свои месседжи.
Я не разделяю мнение, что для фейков необходимы специальные инструменты или модели. Технически, с точки зрения сбора данных, это такая же информационная кампания, как и другие. Гораздо интереснее, по-моему, вопрос — как нам эффективно использовать их в свою пользу и что с этим делать. С этим чрезвычайно трудно бороться «напрямую», но вместо этого мы можем больше сфокусироваться на том, чтобы сформировать выгодный для нас нарратив. Особенно на международном поле.
Не стоит забывать: не все топовые мировые медиа — наши друзья. Они также распространяют вражеские нарративы, подбирают сомнительные фотографии, используют непроверенную информацию. Например, The New York Times регулярно публикует материалы, в которых, по сути, предлагает нам сдаться. И эти статьи оказывают влияние на решения на уровне президентов стран.
Полномасштабное вторжение россии в Украину дало нам много возможностей на международной арене. Мы видим это в СМИ. Мы видим это в поддержке Украины на высших уровнях. Но основная заслуга в этом — не коммуникационщиков, а сил обороны. Любая из наших медиаактивностей была бы невозможна, если бы Украина потеряла независимость. Именно защитники — двигатель положительного отношения к нашему государству в мире.