Французская группа компаний электроники Thales — не на слуху у массового потребителя. Но с ее продукцией ежедневно сталкиваются миллионы людей как в гражданской, так и военной сферах. К примеру, электронные системы производства Thales обеспечивают взлет и посадку самолетов, банковские переводы, работу систем ПВО.
Об инновациях с более чем столетней историей, выживании, несмотря на неоднократные угрозы банкротства, и помощь Украине в войне с россией рассказываем в статье.
Продукты для банкинга, биометрии и самолетов
Thales производит электронику для трех сегментов: аэрокосмической сферы и космоса; обороны и безопасности; кибербезопасности и цифровой идентификации.
- Является мировым лидером по управлению данными и кибербезопасностью, защищая 19 из 20 топ-банков. Каждый день обеспечивает межбанковские переводы по всему миру на 5 триллионов долларов.
- Предоставляет решения по кибербезопасности для девяти из десяти крупнейших интернет-компаний и помогает защитить информационные системы более чем 130 государственных учреждений. Обслуживает около 300 государственных программ для идентификации и биометрии.
- Обеспечивает две трети самолетов в мире бортовыми системами для взлета, посадки и обслуживания пассажиров на борту.
- Является самым большим в Европе поставщиком оружейной электроники и одним из крупнейших в мире поставщиком электроники для систем ПВО.
- Производит компоненты практически для всех военных систем: в частности, беспилотников, боевых самолетов, радиооборудования, радиолокационных систем управления огнем, гидроакустических систем для подводных лодок. Создает защищенные сети связи и так называемые боевые облачные системы, которые помогают анализировать и координировать действия на поле боя в режиме реального времени.
Американские корни, инновации и долги
Группа компаний Thales родилась относительно недавно, в 2000 году. Но, как и многие мировые военные производители, унаследовала более чем столетнюю историю компаний-предшественников. В случае Thales ими стали производители электроники Thomson-Houston и радиоэлектроники CSF. Ниже — о важнейших моментах развития.
Thomson-Houston
Хотя бренд Thomson ассоциируется с французской промышленностью, он берет свое начало в Соединенных Штатах.
В 1880-х годах двое американских изобретателей, Элиу Томсон и Эдвин Хьюстон, основали компанию Thomson-Houston Electric Company, которая изготавливала оборудование для производства и транспортировки электроэнергии. Компания стала известна в мире благодаря разработке электрического счетчика, получившего награду на Парижской всемирной выставке в 1889 году. Патенты на устройство изобретатели продали Франции.
Через четыре года партнерство углубили, создав в Париже «Французскую компанию по эксплуатации процессов Томсона-Хьюстона». Ее возглавил банкир Эмиль Мерсе: как человек с бизнес-мышлением он разработал стратегию поглощений. Вместо того чтобы вкладывать средства в промышленные мощности, фирма инвестировала в дочерние производственные компании и к Первой мировой войне превратилась в крупную индустриальную сеть.
В 20-30-е годы компания продолжила диверсификацию, охватывая новые ниши в энергетической сфере. Но после Второй мировой, из-за перераспределения сил на рынке, решила обратиться к новым отраслям: профессиональной электронике (радиоприемники, микроволновая передача, радары), бытовой электронике (проигрыватели, телевизоры) и бытовой технике (холодильники, стиральные машины). В 1950-х Thomson-Houston начала слияние с главным конкурентом в области бытовой техники — Hotchkiss-Brandt. Так родилась группа Thomson-Brandt.
Compagnie Générale de Télégraphie Sans Fil (CSF)
В 1910 году Эмиль Жирардо и Жозеф Бетенод основали французское радиоэлектрическое общество (SFR). Новая компания настолько хорошо зарекомендовала себя, что получила контракт на установку передатчика на Эйфелевой башне. Дальше звездным временем для SFR стала Первая мировая.
На волне успеха после войны власти привлекли инвесторов и создали Compagnie Générale de Télégraphie Sans Fil (CSF), которая стала материнской компанией для целой сети, включая SFR. Входящие в сеть компании производили высокочастотные генераторы переменного тока, антенны, центры передачи и приема, электронные трубки, кинопроекторы, а начиная с 30-х — и тяжелую профессиональную электронику.
Во время Второй мировой заводы CSF работали на немецкие оккупационные власти. После войны в 50-х бизнес получил новый мощный толчок благодаря серии инноваций, в частности — производству конденсаторов.
В 1953 году команда CSF провела прямую телетрансляцию коронации Елизаветы II. Помимо Великобритании событие транслировали во Франции, Бельгии, ФРГ, Дании и Нидерландах. С этого вещания началась история телевизионной сети Евровидение, которая сейчас организует одноименный песенный конкурс.
Символом успеха CSF в конце 50-х стал радар Cyrano, которым оснастили боевой самолет Mirage III — один из самых продаваемых в мире. К этому времени CSF считался мощным игроком на рынке электроники с примерно 50 компаниями и 19 тысячами сотрудников. Тем не менее, финансовые показатели бизнеса были низкими, ведь инновации нуждались в значительных вложениях, что в конечном итоге привело к задолженности.
В 1960-х годах, когда CSF стал не способен к самофинансированию, государство заставило компанию обратиться к новому партнеру. Им стала промышленная группа Thomson-Brandt. Для последней это была возможность усовершенствовать свои технологии, для CSF — финансовая опора на мощную промышленную группу, работающую в смежных сферах, а для государства — формирование на французском рынке конкурента японским и американским технологическим гигантам. Слияние произошло в 1968 году и дало начало Thomson CSF.
От Thomson CSF к Thales
В 1970-х годах новый концерн подписывает первые крупные военные экспортные контракты. Ракету Crotale, разработанную в партнерстве с Южной Африкой, заказывают около десяти стран, в том числе на Ближнем Востоке. С ними после нефтяных кризисов 1973 и 1979 годов Thomson CSF строит длительные связи.
В гражданском секторе Thomson CSF оснащает 45 стран 10 тысячами километров телефонных линий, поставляет спутники в Германию и Америку и устанавливает системы управления воздушным движением в Бразилии, Египте и Ираке.
Кроме того, 70-е становятся для Thomson CSF периодом еще большей диверсификации в сфере телефонных коммутационных устройств, кремниевых полупроводников и медицинской визуализации. Но разнообразие вредит электронному гиганту, ведь рынок для этих секторов недостаточно велик, а рентабельность проектов невысокая.
Когда в начале 80-х группа оказывается на грани банкротства, французское правительство национализирует ее. Новое руководство переориентирует деятельность Thomson CSF на профессиональную и военную электронику. Гражданские активы постепенно продают другим компаниям.
В 1998 году правительство организует соглашение о сотрудничестве между компаниями Aerospatiale, Alcatel и Dassault, которое предусматривает вклад активов в Thomson-CSF и укрепление ее позиций в отраслях оборонной и промышленной электроники. Французское государство снижает долю своих акций с 58 процентов до 40-ка. Новыми акционерами становятся Alcatel и Dassault Industries.
В 2000 году группа изменяет формат: Thomson CSF сливается с Alcatel и Electronic Systems. Из первых букв названий этих компаний состоит имя новой группы — Thales (в честь древнегреческого философа).
Война в Украине: скандальный выход из россии и рекордные прибыли для французского производителя
Вскоре после полномасштабного вторжения россии в Украину Thales появилась на страницах СМИ: выяснилось, что, несмотря на санкции, введенные в 2014 году, компания продолжала сотрудничество с россией. В частности — производила продукцию для банков и продавала тепловые камеры для танков (их нашли в Буче после отступления российских войск). После скандальных обсуждений руководство, наконец, заявило, что компания уходит с российского рынка.
Между тем война в центре Европы дала новый толчок развитию гиганта электроники. Оборонные бюджеты европейских стран, которые в последнее десятилетие только снижались, начали расти. А с ними — объемы заказов и прибыли, устанавливая новые рекорды в операционной деятельности компании:
- Сейчас Thales работает в 68 странах мира и насчитывает 81 тысячу сотрудников.
- С 2022 года стоимость акций Thales выросла на 60 процентов.
- Из-за новых военных заказов только в 2023 году компания увеличила штат на 12 тысяч работников (обычно ежегодно набирали 5-8 тысяч человек).
- Объем заказов в первой половине 2024 года, по сравнению с первым полугодием 2023 года, вырос на 26 процентов — до 10 767 миллионов евро. Объем продаж за этот период вырос почти на 9 процентов, до 9 493 миллионов евро. Основные сферы роста — авионика, оборона и безопасность.
Один из факторов роста — поставки вооружения Украине. На сегодняшний день наша страна получила два комплекса системы противовоздушной обороны производства Thales, включающие радар GM200, центр управления, систему радиосвязи и воздушные целеуказатели.
Также в Украину поставляют ракеты Starstreak, LMM (Martlet) и Saab NLAW: первые две производят, а последнюю собирают на заводах Thales в Великобритании. Производство на них было удвоено после начала полномасштабной войны на Украине.
«Раньше концепция господства в воздухе не была приоритетом во многих странах, особенно в Европе, — говорит генеральный директор Thales Патрис Кейн. — Но после боевых действий в Украине преимущество в воздухе снова стало главным для европейских стратегических планировщиков. В этой сфере Thales является одной из немногих компаний в мире, охватывающей две важные части систем ПВО. Первая — выявление угрозы с помощью передовых радаров, вторая — командование и контроль. Thales предоставляет полный спектр защиты воздушного пространства, охватывая любой системный подход или системный уровень для объединения всей информации».
Также Thales разрабатывает системы противодействия другим угрозам нового времени — дронам и БПЛА. Поскольку они летают на небольшой высоте, их труднее обнаружить радарам. По словам Патриса Кейна, для выполнения этих задач французская компания разработала новое семейство радаров.
В июне 2024 года Thales подписала три соглашения с украинской промышленностью. Две из них, с «Укроборонпромом», предполагают открытие в Украине совместного предприятия для доставки средств РЭБ, ПВО и радаров, а также их комплексного обслуживания. Третья — с украинским производителем беспилотников FRDM — разработку системы для перевозки и выпуска боеприпасов.