Из небольшого семейного магазина Samsung превратилась в часть идентичности Южной Кореи. Благодаря многолетним тесным связям с правительством корпорация влияет не только на бизнес, но и на политику страны. Это стало одновременно и ключом к успеху, и источником многочисленных скандалов со взяточничеством, кумовством и шпионажем.
Несколько фактов о Samsung Group:
- Корпорация — крупнейший в Южной Корее чеболь, то есть бизнес-конгломерат. Состоит примерно из 60 компаний и имеет запутанную структуру собственности.
- Доход Samsung составляет около пятой части ВВП Южной Кореи. Иногда страну даже называют Республикой Samsung.
- Флагманская компания группы Samsung Electronics — один из мировых лидеров в производстве микросхем и смартфонов. Другие компании специализируются на самых разных сферах, включая судостроение, производство оружия, страхование жизни.
Samsung: начало. От сушеной рыбы до чипов и телефонов
В 1938 году, когда Корея находилась под японской оккупацией, предприниматель Ли Бён Чхоль основал предприятие по торговле сушеной рыбой, лапшой и другими локальными продуктами. Компанию назвали Samsung, что в переводе означает «Три звезды».
Бизнес быстро расширялся и диверсифицировался. В 40-х и начале 50-х Ли Бён Чхоль открыл сахарный завод и самую крупную в Корее шерстяную фабрику. Затем — купил три крупнейших корейских банка, страховую компанию и предприятия по производству цемента и удобрений.
Но настоящий толчок для развития Samsung получил после Корейской войны. В 50-е Южная Корея была беднее некоторых африканских стран, и власти искали пути стабилизации экономики. Одну из ключевых ролей отвели чеболям, к которым принадлежал и Samsung.
Схема была проста: под давлением правительства корейские банки должны были накачивать чеболи доступными кредитами для открытия новых производственных бизнесов. Готовую продукцию планировали продавать за границу, превращая Южную Корею в государство экспорта.
Благодаря финансовым вливаниям в 60-е годы Samsung продолжил бизнес-поглощения: купил новые страховые компании, нефтеперерабатывающий завод, предприятие по производству нейлона и универмаг. А главное — начал производить бытовую электронику. Первым продуктом в 1969 году стал черно-белый телевизор.
Вскоре компания начала экспортировать электронику за границу и расширять технологический бизнес. В течение двух десятилетий были созданы подразделения по производству полупроводников и электроники, аэрокосмическое подразделение и Samsung Data Systems.
Впрочем, качество электронной продукции Samsung оставляло желать лучшего. Как пишет профессор бизнеса Чанг Си Чжин в своей книге «Sony vs Samsung», даже простые приборы типа вентилятора «были настолько плохо спроектированы и изготовлены, что, просто поднимая его одной рукой, вы могли сломать подставку». Мобильные телефоны Samsung в 90-е годы были почти не известны за пределами Кореи и непопулярны на внутреннем рынке. Тогда было трудно представить, что компания превратится в одного из мировых лидеров производства смартфонов, плазменных телевизоров и другой электроники.
Samsung: трансформация. Ставка на качество и лидерство в диджитале
В 1987 году подразделение Samsung, отвечавшее за электронику, возглавил один из сыновей основателя — Ли Гон Хи. Поняв, что бизнес не готов к глобальной конкуренции, он сделал ставку на повышение качества продукции, современные технологии, изменение имиджа бренда и системы управления.
Борьба за качество
В 1995 году, узнав, что некоторые новые мобильные телефоны оказались неисправны, Ли Гон Хи посетил фабрику, где их собрали. Вынудив две тысячи рабочих надеть на головы бумажные повязки с надписью «Качество обеспечено», руководитель приказал сложить весь произведенный товар (включая около 100 тысяч мобильных телефонов) в кучу и разбить молотком. После этого мусор подожгли. Качество было объявлено приоритетом, ведь от этого зависел успех продукции на международных рынках.
Переход на цифру
В старом, аналоговом, мире все решали опыт и мастерство в инженерном искусстве. Здесь Samsung не по силам было тягаться с такими гигантами, как Sony: в Южной Корее просто не было соответствующих специалистов. Зато было стратегическое видение, благодаря которому в Samsung решили сделать ставку на цифровые технологии.
Между тем, в 90-е не было очевидно, что цифра быстро захватит мир. Многие потребители до последнего держались за аналоговые технологии. Кроме того, переход на цифру должен был одобрен на уровне правительств стран, чего долго не происходило. В этот момент в игру снова вступили власти Южной Кореи.
Как пишет Чанг Си Чжин в книге «Sony vs Samsung», чтобы обеспечить успех местным производителям мобильных телефонов, в 1996 году правительство официально ввело систему мобильной связи CDMA вместо общепринятой в мире GSM. Поскольку большинство иностранных телефонов перестали работать в Корее, Samsung и другим местным производителям удалось продвинуть свою продукцию на местном рынке и усовершенствовать ее. Когда западные рынки стали переходить на цифровые стандарты, Samsung уже было, что им предложить.
Новая система управления
«Измените все, кроме жены и детей»,
— сказал Ли Гон Хи на конференции для топ-менеджеров Samsung, проходившей во Франкфурте в 1993 году. Концепция «нового менеджмента» предполагала, чтобы подчиненные получили право указывать руководству на ошибки, женщины — занимать руководящие должности, а старые бюрократические практики были сведены на нет. Раньше для принятия решения в компании требовалось согласие 25 человек. По новым правилам звеньев в этой цепочке осталось всего три.
Топ-менеджмент — генеральный директор Юн Джонг Йонг и американец корейского происхождения Эрик Ким — стали лицами нового поколения чеболей, работающих по западному образцу. Samsung начал развиваться как международная корпорация.
Смена имиджа
В 90-е Южную Корею продолжали воспринимать как развивающийся рынок с нестабильным производством низкокачественной продукции. Фраза «корейская скидка» означала, что акции корейских компаний или корейские товары продавались по сниженной стоимости.
Все это побудило топ-менеджмент к шагам, совершенно не свойственным корейским предпринимателям: заняться агрессивной PR-кампанией на западных рынках. Одним из знаковых событий стала статья, вышедшая в Forbes в июне 2001 года. На обложке был красноречивый заголовок:
«Sony, берегись».
Впервые руководители Samsung продемонстрировали беспрецедентную откровенность, рассказывая о планах и амбициях компании. В частности, победить Sony до 2005 года.
Победа наступила даже раньше графика: в 2002 году рыночная капитализация Samsung превысила рыночную капитализацию Sony и с каждым годом продолжала расти. Samsung стал одним из ведущих производителей мобильных телефонов, телевизоров, мониторов и микрочипов.
За кулисами: патентная война, шпионаж и взяточничество
Помимо успеха в бизнесе, последние десятилетия принесли также корпоративные скандалы.
Война с Apple
«Настоящая сила Samsung – это ее скорость, — пишет автор книги «Sony vs Samsung» Чанг Си Цзинь. — Корейцы быстро едят, быстро говорят и ходят, как сумасшедшие. Это дух корейского народа, и Samsung — самый лучший пример их конкурентоспособности».
В бизнес-кругах Samsung известен как быстрый последователь: он позволяет другим внедрять инновации, прежде чем заполонить рынок качественно сделанными, но имитационными продуктами. Именно это привело к патентной войне с Apple за дизайн смартфонов, которая продолжалась семь лет в многочисленных судах. В результате спор выиграл Apple.
Взяточничество
Компанию сопровождают постоянные коррупционные скандалы. В 2008 году суд Сеула признал Ли Гон Хи виновным в уклонении от уплаты налогов. Его оштрафовали на 80 миллионов долларов и приговорили к трем годам условно, но в 2009 году помиловали. Ли вернулся на должность главы правления Samsung Group.
После сердечного приступа, сделавшего руководителя недееспособным, в 2014 году корпорацию возглавил его сын Ли Чже Йон. Через три года его осудили за подкуп президента Южной Кореи. А в 2020-м обвинили в финансовых преступлениях, связанных со слиянием двух дочерних компаний Samsung.
Шпионаж
В июне 2023 года прокуратура обвинила одного из бывших топ-менеджеров Samsung в промышленном шпионаже: конкретнее — в намерениях построить в Китае копию фабрики по производству чипов на основе секретной информации, разработанной Samsung Electronics. Сейчас бывший сотрудник арестован и ждет суда.
Влияние на правительство
Империя Samsung стала большим экономическим успехом Южной Кореи. Настолько большим, что, по словам некоторых предпринимателей и политиков, корпорация фактически руководит страной, держа в своих руках правительство.
В 2021 году доход 15 крупнейших дочерних компаний Samsung Group составлял около 20,3 процента ВВП Южной Кореи. Неудивительно, что корпорация оказывает мощное влияние на экономическое развитие, политику, средства массовой информации и культуру страны. В частности, мешает развитию стартапов, ограничивая выбор товаров для южнокорейских потребителей, и манипулирует ценами.
По словам автора книги «Sony vs Samsung» Чанга Си Чжина, отношения Южной Кореи с Samsung колеблются «от любви до ненависти»:
«Мы гордимся Samsung, потому что они очень успешны, и мы благодарны им, но это добавляет внутренних проблем».